в качестве мировоззренческой позиции и методологической основы выбирает идею признания единства интеграции и дифференциации во всех процессах действительности, в том числе и в процессе обучения в сельской школе;
определяет общие задачи обучения предмету на определенный период (учебный год, четверть, система уроков, урок), которые выступают в качестве основы объединения детей одного класса или школьников разновозрастного коллектива (интеграция задач); конкретизирует задачи для каждого школьника из классной группы или для каждой возрастной группы из разновозрастного объединения обучающихся (дифференциация задач по трем уровням сложности);
определяет задачи для реализации внутрипредметной и межпредметной интеграции, предполагающей обеспечение преемственности в формировании общих понятий, в изучении законов и теорий; единой интерпретации одних и тех же изучаемых разными предметами дидактических единиц; общих подходов к формированию умений и навыков учебного труда у обучающихся; условий для активного применения и углубления знаний, полученных при изучении других дисциплин; раскрытия взаимосвязи явлений природы, изучаемых разными науками; иллюстрации общности методов исследования, применяемых в различных науках; выполнения упражнений, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин; устранения дублирования в изучении тех или иных вопросов на занятиях по различным предметам; систематизации и обобщения знаний, полученных школьниками при изучении различных дисциплин. При этом учитель четко выделяет задачи по изучению предметного дифференцированного курса, обеспечивающие усвоение именно данного учебного предмета, его специфического содержания, методов исследования, теорий, законов, категорий и понятий;
с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем обучающимся в классном (или разновозрастном) коллективе, а также те дидактические элементы, которые по силам лишь отдельным обучающимся (группам) класса (или разновозрастного коллектива). При этом формируется трехуровневое содержание предмета, соответствующее трем (в соответствии с Концепцией профильного обучения) профилям обучения в сельской школе гуманитарному, универсальному и физико-математическому. В случае организации обучения в разновозрастном коллективе выявляются знания и учебные действия, которые могут усваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп и только младшими (вопросы уже непривлекательны для взрослых) или старшими школьниками группы (дидактические единицы непосильны для младших);
в содержание предмета, определяемое Федеральным компонентом Государственного стандарта для выбранного уровня изучения дисциплины (базового или профильного), интегрирует элементы сельскохозяйственного, природного, краеведческого, экологического, связанного с формированием ценностных установок хозяина земли характера;
с учетом задач и соответствующего содержания определяет сочетание способов совместной и индивидуальной работы, обусловленное возрастными особенностями школьников, особенностями их межличностных отношений, психологической совместимости, вариативностью представленности типов когнитивных стратегий (стилей) в классе или разновозрастной группе, что детерминирует приоритетные способы восприятия учебной информации обучающимися. На основе выявления карты когнитивных стилей для каждого конкретного случая организует грамотное сочетание индуктивных и дедуктивных методов изложения учебного содержания предмета, создает условия для выбора каждым школьником наиболее комфортного для него метода познания и проведения рассуждений либо в режиме индукции, либо дедукции; решает вопрос по организации вариантов «линейного» или «паутинного» обучения в зависимости от наличия различных типов когнитивных стилей у учащихся класса или разновозрастного коллектива;
Образование, педагогика, воспитание:
Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...
Изучение особенностей развития некоторых сторон позновательной деятельности
детей с недостатками слуха дошкольного и младшего школьного возраста
Теоретические положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали нового подхода к рассмотрению особенностей позновательной деятельности детей с недостатками слуха ( Р.М.Боскис, Т.А.Власова, ...
Игровые технологии преподавания происхождения сущности государства и права
в современной школе
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром («кусок» жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и ...