Реализация данного принципа требует соблюдения следующих правил:
одновременное, а не поочередное использование принципов трех технологий обучения (уровневой и стилевой дифференциации в рамках модульной интеграции);
диагностика когнитивных стилей и выявление на основе этого индивидуальной когнитивной стратегии;
диагностика обученности и обучаемости школьника;
деление всего материала на разделы (блоки, темы);
разработка модульных программ, включающих модули из учебных элементов, а также дидактические цели (темы, модуля и учебных элементов: комплексная, интегрирующая и частные);
уточнение учебных модулей (овладение соответствующей технологией), разных по структуре (с учетом логики раскрытия материала линейное и «паутинное» обучение, индуктивные и дедуктивные методы познания для дифференциального или интегрального типов когнитивного стиля), разных по степени выраженности теоретичности, эмоционального и динамического компонентов мышления;
определение вариативного компонента комплексной технологии, отражающего специфику конкретных условий, в которых данная технология будет применяться (личностные и психофизиологические особенности школьников и учителя, географическое расположение школы, особенности микросоциума школы и ближайшего природного окружения, особенности материально-технической базы учебного заведения и др.);
разработка технологической карты урока, являющейся целостной моделью организации учебного занятия;
подготовка открытого перечня уровневых целей для учащихся с указанием по каждой единице критериев ее достижения;
подбор учителем индивидуальной технологии обучения и самообучения, максимально способствующей умственному и личностному развитию обучаемого в зависимости от его познавательного стиля и уровня дифференциации (обучаемости и обученности);
добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже стандарта) при предъявлении учителем ученику всех вариантов выбора в виде модульных карт различного уровня сложности, соответствующего разным профилям (гуманитарному, универсальному, физико-математическому), а также разным типам когнитивного стиля;
организация учителем процесса овладения учебным материалом при условии оказания взаимопомощи и самостоятельной работы в соответствии с индивидуальным темпом в рамках индивидуализированной или коллективной деятельности;
выполнение учителем роли консультанта;
непрерывный (вводный, текущий, итоговый) контроль-диагностика, переходящий в мониторинг учебных достижений учащихся (содержание диагностики закладывается в содержание учебных модулей по уровням, соответствующим профилям).
Данные принципы и правила определяют педагогические механизмы реализации концепции: создание модели дидактической системы учителем сельской школы, перевод её на уровень персональной технологии, применение инструментально-методических средств как специфических компонентов, дополняющих стандартные учебно-методические комплексы.
Качественная новизна разработанной концепции проявляется в следующих аспектах:
определены дидактические пути преодоления и учета отрицательных проявлений характерных особенностей сельской школы;
Образование, педагогика, воспитание:
Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению
художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...
Методологические основы эмпирического исследования специфики
профессионального взаимодействия социального педагога с семьей
Исследование проводилось в период с октября 2009г. по апрель 2010 г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Курска. В исследовании приняло участие 23 семьи (общее количество человек 69 человек). В исследовании использовались следующие методики. 1. Методика диагностики ...
Техники акварельной живописи
«Сила живописи, как и всякого искусства,— в глубине содержания и совершенстве формы. Только сочетание значительной, передовой идеи и отточенного профессионального мастерства дает подлинное произведение искусства. Если творческое мышление художника является его духовной силой, то техника живописи сл ...