Использование различных видов работы на интегрированных уроков поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Это могут быть уроки изобразительного искусства с привлечением учебного материала смежных предметов а так же проведение, циклов взаимосвязанных уроков по разным личным учебном дисциплинам. Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников.
Обеспечение систематических взаимосвязей между разделами учебного предмета «изобразительное искусство», различными видами художественных разработ имеет существенное значение для эффективности обучения изобразительному искусству. Эти взаимосвязи могут существовать в виде тематических блоков.
Это могут быть уроки изобразительного искусства с привлечением учебного материала смежных предметов, а так же проведение циклов взаимосвязанных уроков по различным учебным дисциплинам.
Рисование с натуры сперва ученики знакомятся в народным промыслом глиняная игрушка, за тем проводится урок рисования с натуры предмета народного быта которому может быть отведено один или несколько уроков. Ученики лепят из глины народные глиняные игрушки, на последнем уроке внутри предметного блока расписывают глиняную игрушку. Тематика подобного блока направлена на форму интеграцию к народному искусству.
Рассмотрим внутрипредментые и межпридеметные взаимосвязи уроков изобразительного искусства и труда. При обучении по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагаемые тематические блоки можно планировать внутри такого интегрированного курса. В настоящие время многое программы по изобразительному искусству включают также задания по лепке и конструированию. Наиболее простой вид связей возможен в том случае, когда задания по труду предшествуют урокам изобразительного искусства, выразительных образов в рисунках. например при знакомстве с видами орнамента, символика народного орнамента, значение цвета в народном искусстве, ученикам будет гораздо интересней на последующих уроках технологиях вылепливать из глины народную игрушку (Каргополь, Дымковскую, Филимоновскую).
А в последствии на уроке изобразительной деятельности, младшему школьнику гораздо легче и интересней выполнять роспись народно игрушки, опираясь на полученные ранее знания.
Один из способов усложнения межпредметных блоков – это проведение уроков труда до уроков изобразительного искусства и после них.
Сперва выполнить аппликацию и поискать в ней оригинальное композиционное решение, главное в композиции, использовать силуэт как средство художественной выразительности на уроках труда, после уроков иллюстрирования.
Одно из условии для успешной реализации данного блока единства общей тематики (иллюстрировании русской избы с бытовой утвари.
Технология – выполнения лепки фигурных сосудов Скопина).
Принципами взаимосвязи уроков музыки и изобразительного искусства такие же, как между другими дисциплинами, то есть урок музыки может открывать тематический блок уроков, завершать его, быть в середине, повторятся несколько раз и т.д.
Важно, что возникающие при этом содержательные линии значительном образом повышают эффективность урока, способствует созданию необходимой эмоциональной атмосферы и формирование интересов к народному искусству на урока изобразительной деятельности. Блоки взаимосвязанных уроков могут быть представлены во многих вариантах, главное, чтобы они обогащали друг друга. При этом важно чередовать виды художественной деятельности, ориентируясь на народное искусства и творчество, организовать работу над систематическим освоением разнообразных художественных материалов и техник. Тематические блоки, раскрывающие межпредметные связи изобразительного искусства, народного, декоративно – прикладного искусства, дизайна и архитектуры представлены в программе интегрированного курса «Искусство », 1-4 классы под руководством Н.М. Сокольниковой успешно реализуются в школах.(прил.1)В начальной школе рекомендуется использовать взаимосвязи и таких учебных предметов, как изобразительное искусство и русский язык (чтение, развитие речи, внеклассное чтение), изобразительное искусство и музыка, труд, природоведение. Возможная интеграция изобразительное искусство и труда с уроками математики. Программное содержание перечисленных предметов позволяет это осуществить.
Образование, педагогика, воспитание:
Повышение компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательном ДОУ и школе по месту жительства». По статистическим данны ...
Проблемы социализации детей в педагогике и психологии
Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу или общность. Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и ак ...
Формирование репродуктивных и рецептивных грамматических
навыков
Разный характер действий, лежащих в основе рецептивной и репродуктивной деятельности ставит на первое место задачу развития продуктивных и рецептивных грамматических навыков и умений, выработку грамматических механизмов речи. Поэтому упражнения занимают центральное место при обучении иностранному я ...