социальная компетентность выражается через уровень сформированности таких качеств личности, как ответственность, организованность, трудолюбие, и связывается с ощущением сельским школьником себя как гражданина и субъекта сельского социума, будущего хозяина земли.
Совокупность идей и теоретических утверждений, составляющих концепцию, сводится к следующим основным положениям:
Образование всегда являлось и является «зеркалом» общественного развития, следовательно, его сфера отражает все происходящие экономические, социально-политические, культурные и научные процессы, а значит, появляется необходимость учета и продуктивного применения единства глобальных феноменов интеграции и дифференциации, которыми характеризуется современное состояние цивилизации и развитие всех сфер деятельности социума.
Реализация единства интеграции и дифференциации в процессе обучения в сельской школе возможна при использовании совокупности методологических подходов (антиномического, системно-синергетического, деятельностного, интегративного, дифференцированного, технологического).
Обучение предмету в сельской школе подчинено ряду специфических условий, являющихся дифференцирующими факторами по отношению к проявлению дидактических и частнометодических закономерностей.
Ориентацию преподавания на личность, развитие её компетентностей (прежде всего, познавательной и социальной) в современных условиях обучения в сельских школах можно обеспечить:
изучением и последующим учетом психолого-педагогических особенностей учеников (в частности, когнитивного стиля);
активным и постоянным включением учащихся в учебную деятельность путем интегрирования элементов технологий уровневого, модульного обучения и технологии индивидуализации на основе учета когнитивных стилей учеников по полярностям «интегральность-дифференциальность», а также учета специфических условий преподавания предмета в сельских общеобразовательных учреждениях. При этом важным фактором реализации приоритетных для сельской школы технологий является их персональность, т. е. зависимость от личностных особенностей как обучающихся, так и учителя, организующего учебный процесс;
разработкой обширного комплекса методических рекомендаций, созданием новых учебных программ и дидактических материалов, ориентированных на наиболее распространенные типы групп учащихся по сходному когнитивному стилю, индивидуальному опыту, а также реализующих комплексную технологию обучения на основе интегративно-дифференцированного подхода, имеющую аккумулирующий характер по отношению к трем приоритетным для сельских школ и обозначенным выше технологиям.
Данные идеи трансформируются в совокупность принципов гармонизации; системности; учета ряда специфических условий (факторов) обучения в сельской школе; технологичности с учетом фактора персональности.
Принцип гармонизации является воплощением идеи динамического равновесия или соединения антиномических крайностей. Он предполагает гармоническое сосуществование дифференциации и интеграции, характерных для обучения в сельской школе и выражающихся через антиномические «пары»: интегративного и дифференцированного подходов; вариативности и инвариантности как характеристик дидактических компонентов. Реализуя принцип гармонизации, педагог осуществляет следующие действия:
Образование, педагогика, воспитание:
Роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...
Диагностическое исследования уровня коммуникативной полноценности речи
учащихся 4-х классов
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не ...
Неурочные формы внеклассной работы
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленнос ...