Золотая педагогика

О содержании и форме богослужебных песнопений

Страница 1

В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования.

Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно является радостным отражением божественных совершенств в сердце и переживаниях человека («Хвалите имя Господне», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Благослови, душе моя, Господа»).

Широко представлена в службах суточного круга молитвенная содержательность (стихиры на «Господи, воззвах», 50-й псалом «Помилуй мя, Боже»), отражающая состояние страждущего духа, потерявшего опору и жаждущего вновь обрести её.

Присутствуют и тексты, в которых вера в торжество Божественной справедливости предстаёт непоколебимо, трансформируясь в гимны («Воскресение Христово видевше», воскресные прокимны «Господь воцарися в лепоту облечеся», «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время», тропари «Днесь спасения», «Воскрес Иисус от гроба»).

Каждому из приведенных типов интонирования соответствуют определённые музыкально-стилистические особенности. Например, моления связываются с принципом соответствия слога и ноты (т.е.речитативный тип мелодики), так как в них преобладает волевое усилие к усердному прошению. Когда же вера становится убедительной и летящей, как в славлениях, появляются мелизмы и юбиляции (распевы). Гимны синтезируют в чередовании утвердительность усилия воли с восторженными славильными распевами (мелодическая декламационность).

Музыкальная форма литургических жанров связана с формой канонического текста (ритмизованная проза), разделяемого на фрагменты. В музыкальных формах богослужебного пения можно выделить следующие разновидности:

- гласовые формы – песнопения, гармонизующие или распевающие какой-либо из восьми гласов определённого распева (большого знаменного, малого знаменного, греческого, болгарского, киевского, московского или других распевов). В этом случае структура песнопения обусловлена строением гласа, чередованием различных в мелодическом отношении гласовых строк. Форма напрямую воздействует на выбор гармонических средств, соответствующих членению и смыслу канонического текста;

- форма с припевом (рефреном) – такая структура также обусловлена словесным текстом. Например, троекратный припев «Аллилуйя» в песнопениях «Блажен муж», «Хвалите имя Господне» провоцирует использование формы с припевом. При этом музыкальный текст припевов часто остаётся неизменным или частично варьируется. Запевы же подобных структур более подвержены изменению и внутреннему развитию;

- репризные формы возникают благодаря репризности, заложенной в каноническом тексте. В наиболее чистом виде репризность выражена в первом изобразительном антифоне литургии «Благослови, душе моя, Господа» (псалом 102): повторение начальных строк канонического текста в конце псалма обуславливает повтор соответствующего музыкального материала, благодаря чему возникает трёхчастная репризная форма. Аналогичным образом в «Трисвятом» возврат словесного текста «Святый Боже… помилуй нас!» после молитвословия «Слава и ныне» часто сопровождается репризой музыкального текста;

- контрастно-составные и сквозные формы характерны для более крупных песнопений (Великое славословие, Херувимская, Милость мира). Это менее регламентированные структуры, которые от текстовой основы и жанровой или стилевой специфики приобретают те или иные очертания. В этом случае музыкальный процесс обнаруживает зависимость от текстового развития.

При первостепенной значимости текста в литургических жанрах способы его музыкальной интерпретации могут в значительной степени влиять на формообразование. Поэтому можно систематизировать музыкальные формы церковного обихода по объёму словесного текста песнопения, проецируемого на музыкальный текст. В связи с этим формы богослужебного пения подразделяются на малые и большие.

К малой форме относятся многие как изменяемые, так и неизменяемые песнопения: стихиры, прокимны, тропари, «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Воскресение Христово видевше», изобразительные антифоны, «Трисвятое», аллилуарий, «Отче наш», «Достойно есть» и некоторые другие песнопения Всенощной и Литургии. Однако не всегда краткий молитвословный текст выливается в краткую музыкальную структуру. Часто то, что в словесном тексте молитвы достаточно кратко, в музыкальном воплощении оказывается достаточно протяжённым. Яркий пример – песнопение «Тебе поем», завершающее Евхаристический канон. При лаконизме текста – «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, боже наш» – музыкальное его воплощение в большинстве музыкальных литургий выливается в сквозную форму.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Значение и роль дидактических игр на уроке математики
Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.). Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое вн ...

Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Покажи, кого назову Ход ...

Индивидуальные особенности двигательной активности
Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru