Золотая педагогика

Развитие российского законодательства в области образования

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Развитие российского законодательства в области образования

Страница 1

Преемственность образовательных традиций в современной российской высшей школе требует изучения истории становления российского образовательного права. Законов прямого действия в области образования, по существу, в Российской Федерации до 1992 года не было. Современное образовательное право возникло на базе первого в России Закона «Об образовании», принятого в 1992 году. Тем не менее, история законодательства в образовании насчитывает уже почти пять веков.

Исторически в славянских государствах свод правил фиксировался в документе, получившем еще в XII веке название «Устав«. Свои уставы стали разрабатывать и учебные заведения, начиная с украинских братских школ XVI века. Сохранились полностью Устав Луцкой школы 1624 года и Устав Львовской школы 1568 года. В дальнейшем в конце XVII – начале XVIII века в документах о школе в основном речь шла о назначении учебных заведений, содержании обучения, методах воздействия на учеников, правилах их поведения. В основном это были церковные, монастырские школы, где управление осуществлялось согласно церковным правилам и в соответствии с церковной иерархией. В конце XVII в. были попытки создать Устав для появившейся высшей школы, но для средней и начальной школы такие документы отсутствовали.

С петровского времени начали появляться различные положения о школах, корпусах, училищах, Уставы учебных заведений. Начало XVIII в. принято считать крупной вехой в развитии образования и отношении к нему государства. Впрочем, на первое место ставят создание Петром I армии и флота, обеспечение выхода России к морям. На самом же деле главное «состоит в том, что Петр I, потерпев ряд поражений и неудач, верно установил диагноз: отставание России и все ее поражения объясняются низким уровнем образования. Петр Великий первым установил в России то, что в дальнейшем принято называть обязанностью учиться. Один из его указов гласил: «Будя по свидетельству (Сената) явятся такие, которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся, отнюдь женится и замуж идтить не пускать и венечных памятей не давать и деревень наследственных и никаких за ними не справливать». Вслед за столичными вузами были созданы провинциальные школы, в которых к 1727 г. обучалось свыше 2000 человек. Хотя доступ к учебе имели все слои населения, образование, тем не менее, носило сословный характер, так как только потомки дворян и бояр имели возможность продолжать обучение на последующих ступенях и даже за границей. Основной целью политики Петра I и его приемников являлось создание сильного светского государства посредством активного приобщения российского общества к образцам западной цивилизации.

Созданная в 1725 году Академия Наук, в отличие от европейских учреждений такого типа, одновременно сочетала в себе как научно-исследовательскую, так и образовательную функцию путем одновременной организации при ней Академического университета. Следовательно, в России изначально шла интеграция образования и науки.

Во второй половине XVIII века в России возникли средние общеобразовательные школы-гимназии, в которых учились сыновья дворян и купцов. Женских гимназий не было. Екатерина II создала Смольный институт благородных девиц для дочерей дворян и Екатерининский институт для купеческих дочек. Это были первые женские школы-интернаты.

В 1787 году был утвержден Устав «О главных народных училищах». Именно начиная с этого документа, создаются один за другим правовые акты, регламентирующие деятельность учебных заведений. Таких документов в XVIII–XIX веках было издано несколько: 1787 г.- Устав о главных народных училищах; 1804 г.- Устав Московского, Харьковского, Казанского Университетов и подведомственных учебных заведений; 1828 г.- Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: Санкт–Петербургского, Московского, Казанского, Харьковского; 1864 г.- Положение о средней школе; 1871 г.- Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха
Проблемы, связанные с определением значения речи для развития мышления и рассмотрением взаимодействия речи и мышления, подвергались обсуждению уже в античной философии. В соответствии с монистической моделью Платона, влияние которой сказывается до настоящего времени в различных направлениях бихевио ...

Содержание и экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в малокомплектной школе
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностическую работу, которая состояла из двух частей: 1. Выявление потенциала семьи в формировании здорового смысла посредством традиционного семейного физического воспитания. 2. Изучение исходного уровня физической подготовленности школьников. Дан ...

Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и на ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru