Золотая педагогика

Развитие российского законодательства в области образования

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Развитие российского законодательства в области образования

Страница 1

Преемственность образовательных традиций в современной российской высшей школе требует изучения истории становления российского образовательного права. Законов прямого действия в области образования, по существу, в Российской Федерации до 1992 года не было. Современное образовательное право возникло на базе первого в России Закона «Об образовании», принятого в 1992 году. Тем не менее, история законодательства в образовании насчитывает уже почти пять веков.

Исторически в славянских государствах свод правил фиксировался в документе, получившем еще в XII веке название «Устав«. Свои уставы стали разрабатывать и учебные заведения, начиная с украинских братских школ XVI века. Сохранились полностью Устав Луцкой школы 1624 года и Устав Львовской школы 1568 года. В дальнейшем в конце XVII – начале XVIII века в документах о школе в основном речь шла о назначении учебных заведений, содержании обучения, методах воздействия на учеников, правилах их поведения. В основном это были церковные, монастырские школы, где управление осуществлялось согласно церковным правилам и в соответствии с церковной иерархией. В конце XVII в. были попытки создать Устав для появившейся высшей школы, но для средней и начальной школы такие документы отсутствовали.

С петровского времени начали появляться различные положения о школах, корпусах, училищах, Уставы учебных заведений. Начало XVIII в. принято считать крупной вехой в развитии образования и отношении к нему государства. Впрочем, на первое место ставят создание Петром I армии и флота, обеспечение выхода России к морям. На самом же деле главное «состоит в том, что Петр I, потерпев ряд поражений и неудач, верно установил диагноз: отставание России и все ее поражения объясняются низким уровнем образования. Петр Великий первым установил в России то, что в дальнейшем принято называть обязанностью учиться. Один из его указов гласил: «Будя по свидетельству (Сената) явятся такие, которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся, отнюдь женится и замуж идтить не пускать и венечных памятей не давать и деревень наследственных и никаких за ними не справливать». Вслед за столичными вузами были созданы провинциальные школы, в которых к 1727 г. обучалось свыше 2000 человек. Хотя доступ к учебе имели все слои населения, образование, тем не менее, носило сословный характер, так как только потомки дворян и бояр имели возможность продолжать обучение на последующих ступенях и даже за границей. Основной целью политики Петра I и его приемников являлось создание сильного светского государства посредством активного приобщения российского общества к образцам западной цивилизации.

Созданная в 1725 году Академия Наук, в отличие от европейских учреждений такого типа, одновременно сочетала в себе как научно-исследовательскую, так и образовательную функцию путем одновременной организации при ней Академического университета. Следовательно, в России изначально шла интеграция образования и науки.

Во второй половине XVIII века в России возникли средние общеобразовательные школы-гимназии, в которых учились сыновья дворян и купцов. Женских гимназий не было. Екатерина II создала Смольный институт благородных девиц для дочерей дворян и Екатерининский институт для купеческих дочек. Это были первые женские школы-интернаты.

В 1787 году был утвержден Устав «О главных народных училищах». Именно начиная с этого документа, создаются один за другим правовые акты, регламентирующие деятельность учебных заведений. Таких документов в XVIII–XIX веках было издано несколько: 1787 г.- Устав о главных народных училищах; 1804 г.- Устав Московского, Харьковского, Казанского Университетов и подведомственных учебных заведений; 1828 г.- Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: Санкт–Петербургского, Московского, Казанского, Харьковского; 1864 г.- Положение о средней школе; 1871 г.- Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Методика формирования синтаксического строя речи
В рамках констатирующего эксперимента выявляется уровень синтаксического строя речи учащихся, анализируются грамматические и речевые ошибки, определяется значение синтаксических конструкций различных функционально-стилистических рядов в читательской деятельности. Анализ письменной речи учащихся опи ...

Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми н ...

Описание пробного обучения и его результатов
Изложенные выше теоретические положения мы апробировали на практике в сентябре – октябре 2008 – 2009 учебного года в 4 «А» классе в реальных условиях учебного процесса в средней школе №133 г. Самары. Это означает, что нами было проведено пробное обучение. Уроки проходили в соответствии с расписание ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru