Золотая педагогика

Развитие российского законодательства в области образования

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Развитие российского законодательства в области образования

Страница 2

Социально-экономические и особенно политические ситуации в России в момент принятия этих Уставов значительно отличались друг от друга. Более того, именно различные общественные ситуации и порождали эти правовые документы. Устав 1787 г. отражал эпоху Екатерины II, кризисные явления в государстве, реакцию на пугачевское восстание. К началу XIX века российское общество благодаря административному давлению в основном завершает переработку привнесенных элементов западной цивилизации в собственные ценностные образцы и нормы. Вступивший на престол АлександрI провозгласил курс на продолжение начавшихся ранее просветительских реформ. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране способствовала этому, так как характеризовалась развитием капиталистических отношений и усложнением административной структуры. Наметившиеся тенденции логично подвели к необходимости формирования целостной системы народного просвещения, предусматривающей развитие всех его ступеней. Так. Манифестом 8 сентября 1802 года в России образовались первые восемь министерств, среди которых было Министерство народного просвещения, созданное для «воспитания юношества и распространения наук».

Реформированию в первую очередь подверглась высшая школа. 24января 1803 года Министерство народного просвещения опубликовало «Предварительные правила», согласно которым вся территория страны была поделена на шесть округов – Петербургский, Московский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский, - в каждом из которых должен был быть свой университет. Устав 1804 г. свидетельствовал о либеральных устремлениях Александра I, о создании наиболее цельной и непротиворечивой образовательной системы в государстве. Принципиальным отличием университетского устава являлась университетская автономия, в рамках российской действительности предполагавшая выборность ректоров, проректоров, профессоров при тайном голосовании, право университета утверждать в ученых степенях, открывать кафедры и т.п., но в сохранении неоспоримой подчиненности правительственному руководству. Тем самым закладывается традиция государственного надзора за образовательными учреждениями. Перед Министерством просвещения ставится идеологическая задача: « закрепить народным образованием политический состав общества, оберегать от иноземного влияния самобытность и нравственный строй народа, не отвергая при этом научные достижения других стран».

Устав 1828 г. продолжил создание единой системы образования в России, отражал преемственность Николаевской реформы в образовании. В тоже время, реакционность политики Николая I, вступление на престол которого сопровождалось восстанием декабристов, отразилось в содержании нового университетского Устава 1835 года, ограничившего автономию университетов и академические свободы. Устав определял «все Российские Университеты состоят под особенным покровительством Его императорского Величества, поэтому носят имя Императорских…Попечитель… обращает внимание на … благонравие Профессоров, Адъюнктов, учителей и чиновников Университета… и принимает законные меры к удалению неблагонадежных…».

Все это усугубило проблемы несовершенства подготовки кадрового состава научно-образовательной сферы и привело к окончательному упадку авторитета высшей школы к концу 50-х годов. В это время обозначились новые ориентиры во всей социокультурной жизни страны вследствие реформ правительства Александра II. Отмена крепостного права и переход от феодальной монархии к буржуазной повлекли за собой бурный рост промышленного производства, формирование внутреннего и внешнего рынка. Появилась потребность в образовании, что актуализировало необходимость коренного реформирования высшей школы. Под влиянием этих идей был утвержден и реализован автономный Устав 1863 года, считающийся наиболее прогрессивным из всех университетских уставов дореволюционной России, провозгласивший выборные начала республиканского коллегиального самоуправления университета во главе с Советом профессоров. Положение 1864 г. вписывалось в контекст «Великой реформы«, утверждало два типа гимназий – классическую и реальную, давало определенный простор педагогическому творчеству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Дискуссионные методы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...

История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной образовательной школе – интернат VIII вида
В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В учебнике Н.М. Н ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru