Золотая педагогика

Развитие российского законодательства в области образования

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Развитие российского законодательства в области образования

Страница 2

Социально-экономические и особенно политические ситуации в России в момент принятия этих Уставов значительно отличались друг от друга. Более того, именно различные общественные ситуации и порождали эти правовые документы. Устав 1787 г. отражал эпоху Екатерины II, кризисные явления в государстве, реакцию на пугачевское восстание. К началу XIX века российское общество благодаря административному давлению в основном завершает переработку привнесенных элементов западной цивилизации в собственные ценностные образцы и нормы. Вступивший на престол АлександрI провозгласил курс на продолжение начавшихся ранее просветительских реформ. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране способствовала этому, так как характеризовалась развитием капиталистических отношений и усложнением административной структуры. Наметившиеся тенденции логично подвели к необходимости формирования целостной системы народного просвещения, предусматривающей развитие всех его ступеней. Так. Манифестом 8 сентября 1802 года в России образовались первые восемь министерств, среди которых было Министерство народного просвещения, созданное для «воспитания юношества и распространения наук».

Реформированию в первую очередь подверглась высшая школа. 24января 1803 года Министерство народного просвещения опубликовало «Предварительные правила», согласно которым вся территория страны была поделена на шесть округов – Петербургский, Московский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский, - в каждом из которых должен был быть свой университет. Устав 1804 г. свидетельствовал о либеральных устремлениях Александра I, о создании наиболее цельной и непротиворечивой образовательной системы в государстве. Принципиальным отличием университетского устава являлась университетская автономия, в рамках российской действительности предполагавшая выборность ректоров, проректоров, профессоров при тайном голосовании, право университета утверждать в ученых степенях, открывать кафедры и т.п., но в сохранении неоспоримой подчиненности правительственному руководству. Тем самым закладывается традиция государственного надзора за образовательными учреждениями. Перед Министерством просвещения ставится идеологическая задача: « закрепить народным образованием политический состав общества, оберегать от иноземного влияния самобытность и нравственный строй народа, не отвергая при этом научные достижения других стран».

Устав 1828 г. продолжил создание единой системы образования в России, отражал преемственность Николаевской реформы в образовании. В тоже время, реакционность политики Николая I, вступление на престол которого сопровождалось восстанием декабристов, отразилось в содержании нового университетского Устава 1835 года, ограничившего автономию университетов и академические свободы. Устав определял «все Российские Университеты состоят под особенным покровительством Его императорского Величества, поэтому носят имя Императорских…Попечитель… обращает внимание на … благонравие Профессоров, Адъюнктов, учителей и чиновников Университета… и принимает законные меры к удалению неблагонадежных…».

Все это усугубило проблемы несовершенства подготовки кадрового состава научно-образовательной сферы и привело к окончательному упадку авторитета высшей школы к концу 50-х годов. В это время обозначились новые ориентиры во всей социокультурной жизни страны вследствие реформ правительства Александра II. Отмена крепостного права и переход от феодальной монархии к буржуазной повлекли за собой бурный рост промышленного производства, формирование внутреннего и внешнего рынка. Появилась потребность в образовании, что актуализировало необходимость коренного реформирования высшей школы. Под влиянием этих идей был утвержден и реализован автономный Устав 1863 года, считающийся наиболее прогрессивным из всех университетских уставов дореволюционной России, провозгласивший выборные начала республиканского коллегиального самоуправления университета во главе с Советом профессоров. Положение 1864 г. вписывалось в контекст «Великой реформы«, утверждало два типа гимназий – классическую и реальную, давало определенный простор педагогическому творчеству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...

Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...

Особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся
На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие методические рекомендации. Учитывая, что важными компонентами внятности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием внятности следует обращать внимание на те аспекты, кот ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru