В целом нормы, регулирующие образовательные правоотношения, соответствуют одному из требований системности: они связаны общим предметом правового регулирования и согласованы между собой. Однако в полной мере согласованности в таком значительном массиве норм достичь не удается, поэтому здесь имеются и пробелы, и несоответствия, и противоречия. Конечно, для устранения указанных недостатков необходимо вносить изменения и дополнения в действующее законодательство с учетом направлений государственной политики в области образования.
Таким образом, ретроспективный анализ становления образовательного права в России позволяет констатировать зависимость характера диспозиций нормативно-правовых актов от политической идеологии. Это обусловлено функциональной значимостью образования как социального института, формирующего образ конкретного социума через воспитание и обучение его нового поколения. В формально-юридическом смысле, «образование» представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения образовательных уровней (образовательных цензов). Следовательно, государство (в лице соответствующих органов власти) выступает заказчиком и надзорной инстанцией над институциональными образовательными надстройками. Формулируя доктринальные принципы государство определяет направление развития системы образования, а также разрабатывает нормы (стандарты) согласно своим потребностям.
Законодательная база высшего и послевузовского профессионального образования в России
Любые социальные системы не могут эффективно функционировать в обществе, а тем более свободно развиваться без соответствующей правовой базы. Не является исключением и система образования. Базовой юридической основой высшего профессионального образования в мире, как и всеобщего, является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. … Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть доступным для всех на основе способностей каждого».
Законодательство РФ в области высшего образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» (13 января 1996 года), Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (19 июня 1996 года), принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. По части высшего образования в ней говорится: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении.»
Хорошая основа для проведения адекватной государственной политики в области высшего образования была заложена Законом Российской Федерации «Об образовании», принятым, который определил правовое регулирование в сфере образования, структуру образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, общие правила ее управления, права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования.
Образование, педагогика, воспитание:
Формы, методы и средства формирования межкультурной компетенции на уроках
английского языка
Процесс формирования межкультурной компетенции эффективен только тогда, когда учащиеся одновременно осмысливают и сопоставляют полученные знания о родной и иноязычной культуре, и в состоянии связать собственный опыт с чужим. Опыт межкультурной деятельности и общения между учащимися, представляющими ...
Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка
Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже ...
Содержание деятельности социального педагога в специальной образовательной
школе – интернат VIII вида
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются пре ...