Золотая педагогика

Развитие российского законодательства в области образования

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Развитие российского законодательства в области образования

Страница 3

Однако события конца XIX века (убийство Александра II) провоцируют возврат к авторитарной политике правительства как в целом по стране, так и в области высшего образования. Студенческие беспорядки воспринимались властью как следствие «излишней вольности», как в поведении «учащихся», так и в поведении «учащих». Вследствие этого Устав 1871 г. явил собой выражение тенденций контрреформ, сокращение привилегий гимназиям, усиление регламентации. Характерно, что когда в 1880-е годы принимались законы, отменившие достижения 60-х годов, и был принят в 1884 г. один из реакционнейших университетских Уставов, Устав 1871 г. изменений не претерпел.

В конце XIX – начале XX в. новых Уставов не принималось, хотя всевозможные проекты Уставов разрабатывались и в 80-е годы при министерстве И.Д. Делянова (1882–1897), и в начале XX в. министрами Н.П. Боголеповым (1898–1901) и П.С. Ванновским (1901–1902). Как основной правовой документ продолжал действовать Устав 1871 г., но изменение общественной ситуации побуждало Министерство народного просвещения издавать множество дополнительных циркуляров, регламентирующих деятельность учреждений образования.

В первые годы после революции 1917 года новая власть приступила к культурным преобразованиям на основе коммунистической идеологии. Если в Российской Империи не было всеобщего права на образование не только ввиду его сословной ориентации, но и в силу целого ряда ограничений в праве на получение образования (по признакам пола, национальности, вероисповедания), то после февральской революции 1917 г. Временное правительство в своих законоположениях довольно последовательно пыталось внести в деятельность учебных заведений прогрессивные начала. 24 апреля 1917 г. разрешена организация совместного обучения, с июля 1917 г. директорами гимназий и прогимназий могли становиться и женщины (до этого начальницы были лишь в женских гимназиях, да и то без права председательствовать в педагогических советах, ибо это место принадлежало директору какой–либо мужской гимназии). В августе расширились права руководителей по подбору персонала, одновременно Временное правительство отменило ряд особо реакционных предписаний (о мерах по ограждению учебных заведений от преподавания неблагонадежных в политическом отношении элементов, о запрете на участие должностных лиц в политических партиях, о недопущении на учительские должности без личного согласия губернатора, о призыве к директорам проводить в жизнь в гимназиях лишь государственную идею и т.д.). Министерство народного просвещения при А.А. Мануйлове (со 2 марта по 2 июля 1917 г.) и при С.Ф. Ольденбурге (с 25 июля по 27 августа 1917 г.) разрабатывало важный основополагающий нормативный документ «Временное положение о средней общественной общеобразовательной школе», в котором упрощались требования к организации деятельности школ, расширялись права директора и изменялось само название: «лица, состоящие во главе педагогической коллегии, именуются одинаково – заведующими». Но широко обсудить, принять и ввести этот документ Временное правительство не успело.

В период Советской власти правовые нормы деятельности школ закладывались, в основном, в партийных документах, а затем транслировались и фиксировались в постановлениях правительства и приказах Комиссариата (затем Министерства) народного просвещения. 16 октября 1918 г. было издано «Положение о единой трудовой школе РСФСР» [12], которое стало основным нормативным документом, определившим правовое положение школы и ее должностных лиц. В этом Положении усилено внедрение коллективных начал в управление, школьный совет наделен полнотой власти в школе. Практически все вопросы школьной жизни, по этому документу, должны были решаться коллегиально. Однако уже к 1920 г. стало понятно, что коллегиальность в решении всех вопросов школьной жизни ведет к бесхозности школ, к отсутствию персональной ответственности за результаты деятельности школы, за обучение детей. В 1923 году был утвержден новый Устав школ, в котором был узаконен переход к единоначалию. Естественно, что Устав 1923 г. отражал те изменения, которые происходили в стране: медленное, но верное формирование административно-командной системы. В Уставе 1923 г. четко обозначалось, что «ответственность за руководство педагогической, хозяйственной, административной частью каждой школы возлагается на заведующего школой, который председательствует на школьном совете». Через 10 лет, в 1933 г. издается еще более жесткий по требованиям к деятельности образовательных учреждений Устав советской политехнической школы. В 1939 году издан еще один Устав школы, который был лишь опубликован в печати, но не оформлен как постановление правительства и может рассматриваться не столько как юридический документ, сколько как показатель уровня правовой предвоенной мысли, союзных органов народного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Игры, способствующие развитию понимаемой речи
В первом полугодии второго года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном кон ...

Исследование опыта развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на основе биологического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии». Исследовани ...

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде
Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за о ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru