Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом.
Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейного уклада. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о категориальном статусе понятия «семейныйуклад». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля под укладом понимается «устройство, учреждение, устав, порядок». В «Философском энциклопедическом словаре» слово «уклад» расшифровывается только как «целостная система производств, отношений определённого типа, образующая общественную форму производства».
Большинство педагогов, говоря об укладе, указывает его различные компоненты, но ещё нет единого мнения в определении семейного уклада и его структурных компонентов. Например, Г.Л. Могилевская к основам семейного уклада относит совместный труд, дружелюбие, заботливость и уважение.Помнению Л.М. Николаевой, основой семейного уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением родителей к жизни, труду, детям. Более близка к нашей дипломной работе точказрения Л.И. Маленковой о семейном укладе, о том, что в семье, как правило, складываются определённые отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни семьи: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, в общении с определённым кругом родных, друзей и знакомых семьи, в эстетическом оформлении интерьера.
Представляет определённый интерес по данному вопросу в содержательном аспекте позиция Р. Берне в книге «Развитие Я-концепциии воспитания».Р. Берне, рассматривая вопросы формирования Я-концепции у детей, выделяет ряд факторов, относящихся к укладу семейной жизни: воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим еёс оциальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей». Но в то же время он указывает, что они ещё не получили достаточного теоретического исследования. Нами предпринята попытка частично восполнить этот пробел, обосновать значимость семейного уклада как основы воспитательного потенциала семьи, его связи с психолого-педагогической культурой семьи.
Так, А.Г. Харчев отмечал, что «семейное воспитание зависит от многих обстоятельств, среди которых главную роль играет образ жизни и поведение родителей».
В.В. Бойко относит образ жизни семьи к факторам внутренней регуляции репродуктивного поведения, то есть постоянному стереотипу организации ее быта, досуга и ролевого поведения. В контексте адаптационного поведения родителей и рождаемости образ жизни семьи выступает в двух видах: с одной стороны, он зависит от числа имеющихся детей, а с другой – подчиняет себе репродуктивное поведение супругов.
Э.К. Васильева, рассматривая образ жизни семьи, включает такие компоненты: репродуктивно-воспитательную деятельность, ведение домашнего хозяйства, использование досуга, трудовую деятельность в сфере общественного производства, общественно-политическую деятельность, общение. По её мнению, уклад жизни –понятие более широкое и употребительное преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей.
Другие исследователи пришли к выводу, что ведущим в формировании личности ребёнка является нравственнаяа тмосфера в семье, её стиль жизни.
Образование, педагогика, воспитание:
Классификация, виды и типы средств наглядности при
обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обуч ...
Формы и методы дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...
Игры и упражнения для сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст ...