Золотая педагогика

Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи

Страница 2

В настоящее время условно выявлены три типа семейного уклада: благоприятный, педагогически противоречивый и неблагополучный и их взаимосвязь с психолого-педагогической культурой.

Сильными сторонами уклада семьи являются взаимная забота и уважение, общая слаженность семьи на позитивной эмоциональной основе, умелое педагогическое воздействие на детей. В данном случае семейная микросреда устраняла для ребёнка страх, боязнь наказания, способствовала его нравственному развитию.

Другой тип семейного уклада—педагогически противоречивый. Он характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентации семьи нравственная и трудовая атмосфера её является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, вызывают ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию детей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей в такой семье в основном средний.

Третий тип уклада семейной жизни - неблагополучный. Ему присущи не урегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребёнка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует.

Таким образом, в результате анализа отдельных компонентов уклада семьи выявилась зависимость между влиянием семейного уклада и развитием самостоятельности у детей как интегрального качества личности. Чем положительнее воздействие на детей уклада жизни семьи, тем успешнее идёт формирование самостоятельности, в целом процесс воспитания. Здесь налицовзаимосвязь между семейным укладом и психолого-педагогическойкультурой.

Возникает необходимость рассмотреть вопрос о семейной психолого-педагогической культуре, как об одном из основных компонентов семейного уклада, важнейшем критерии и основании системы взаимодействия социального педагога и семьи, касаясь вопроса о культуре вообще.

Философское понимание культуры, её многозначная трактовка, влияние на развитие личности, утверждение культуры в человеческих поступках представлены в подходах многих ученых.

Независимо от разных подходов к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура равно как через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Особенностью процесса функционирования культуры является то, что любой факт культуры является единством материального и идеального, так как материальная культура всегда является воплощением определённой духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленно опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение.

При анализе различных концепций культуры в науке выявилось много противоречий в подходе к рассмотрению данного феномена. Несмотря на огромное количество этих исследований, пока ещё не выработаны единые представления о её природе. Различные попытки систематизации представлений о культуре-от расширительной «ценностной» до специальной «семиотической» выявили лишь различные аспекты её целостного бытия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru