Психолого-педагогическая культура - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.
В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, В.А. Стоюнин, ставятся вопросы о культуре семейных отношений; ог лавенствующей роли родителей в формировании личности ребёнка; влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования, расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.
П.П. Блонский говорил о важности педагогического просвещения родителей и призывал создать родительские союзы, кружки, курсы, библиотеки, лектории. Поскольку родители являются первыми воспитателями детей, то, по его мнению, начинать семейное воспитание нужно с них. Он также настаивал на обязательных медицинских консультациях для вступающих в брак, чтобы снизить фактор риска, связанный соз доровьем будущих детей. Представляет интерес его идея о проведении «педагогических испытаний» будущих супругов-получение ими специального аттестата об уровне знаний по вопросам семейного воспитания.
Изучение многолетнего опыта школьно-семейного воспитанияв Павлышской средней школе даёт толчок для дальнейшего развития семейной психолого-педагогической культуры, ибо невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания, не заботясь о психолого-педагогической культуре родителей.
Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в исследованиях Л.С. Алексеевой, И.В. Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Т.В. Лодкиной, Е.И. Наседкиной, Ю.А. Петрова, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, В.В. Чечет, О.Н. Урбанской и др. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает педагогическая подготовка отцов и матерей, включающая в себя целенаправленное научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание, подчёркивается, что высокий уровень педагогической культуры немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой требовательностью к ним.
Исследование семейной психолого-педагогической культуры предполагает выяснение ряда вопросов: определение её сущности, характерных признаков как целостного феномена.
Важное значение работ И.В. Гребенникова определяется, на наш взгляд, тем, что в них рассматривается педагогическая культура во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания как специфическая особенность родителей, реализуемая ими в воспитательной деятельности, прослеживается зависимость между уровнем педагогической культуры и результативностью воспитательногоп роцесса.
Остановимся ещё на одном подходе, в определённой мере солидарном с И.В. Гребенниковым. Ю.Я. Левков, давая определение педагогической культуре, сосредоточивает внимание на «глобальной педагогизации социальных явлений, воспитательном мастерстве личности и управлении формированием личности».
Влияние школы на семейное воспитание, по мнению И.В. Гребенникова, становится эффективным, если работа в этом направлении начинается до поступления ребёнка в школу и продолжается в течение всех лет обучения, если школа является инициатором этого процесса, широко привлекает родителей, если педагоги используют этико-педагогические требования в работе с семьёй учащегося. Он излагает принципы работы с родителями, базирующиеся в своей основе на принципах отечественной педагогики, но имеющие свою специфичность в соответствии с закономерностями и спецификой повышения педагогической культуры родителей. И.В. Гребенников определил структуру системы повышения педагогической культуры родителей, которая включает следующие звенья:
Образование, педагогика, воспитание:
Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и на ...
Технологии личностно-ориентированного подхода в образовании
Понятие «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логос» - учение, и переводится как учение о мастерстве. Педагогические технологии, если правильно их использовать, гарантируют достижение того минимума, который определяется государственными стандартами в образован ...
Условия формирования опыта
Базой опытно-экспериментальной работы послужила средняя общеобразовательная школа №5 города Ершова. В реализации опытно-экспериментальной программы принимала участие Бутенко Елена Эдуардовна. В школе работает с 1986 года. Окончила Ташкентский педагогический институт имени Низами. Имеет высшую квали ...