Золотая педагогика

Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин

Другое о педагогике » Жанры литургической музыки православной церкви в курсах музыкально-теоретических дисциплин детской музыкальной школы » Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин

Страница 1

Начавшееся в конце ХХ века возрождение звучания сочинений, созданных для церкви, в настоящее время стало ярким фактором современной культурной жизни. А восстановление прежнего социального статуса церкви привлекло к ней нового поколение людей. В этой связи становится очень важным формирование у молодых музыкантов восприятия музыкальных произведений, предназначенных для использования в церковных ритуалах или связанных с ними.

Безусловно, введение культовых музыкальных сочинений должно быть весьма корректным и деликатным, так как нельзя навязывать всем ученикам одинаковые религиозные взгляды. Однако в сочинениях, предлагаемых для освоения в курсах музыкальной литературы или сольфеджио, важна не прикладная, а художественная их сторона, воплотившая возвышенность нравственно-этических идеалов и близкая каждому культурному человеку. Кроме того, необходимо подчёркивать преемственность в формировании национальных художественных традиций и особый путь становления профессиональной отечественной музыки, вышедшей из рамок обслуживания православного культа.

Первое упоминание о сфере церковной музыки уместно поместить среди обзора фольклорных жанров в курсе музыкальной литературы в 4-м классе, добавив к ним жанры канта и псальмы. Эти жанры, появившиеся в XVII веке, по своему происхождению были очень близки народным песням, хотя создавались профессиональными авторами, имена которых не сохранились. По сфере применения они относятся к светской музыке, но по содержанию принадлежали к духовной музыке.

Тематика кантов была связана вначале с религиозным содержанием, но затем расширилась. В кантах звучали торжественно-гимнические мотивы, любовная лирика, шуточные зарисовки. Содержательное разнообразие кантов привело к их разделению на группы: духовные (псальмы), панегирические («виваты»), шуточные, лирические.

Для музыки торжественных панегирических кантов была характерна опора на типично инструментальные фанфарные обороты, а также на бытовую танцевальную музыку западноевропейского происхождения (в частности, полонез). Лирические канты сформировались позже других разновидностей и явились переходной ступенью к новым музыкальным жанрам: «российской песне» (хоровому ансамблю) и романсу. Интонационная сторона лирических кантов в большой степени была связана с мелодикой народной лирической песни. Они бытовали одновременно и параллельно, соприкасаясь между собой и влияя друг на друга, но, не утрачивая при этом своих особых характерных признаков. Иногда канты переходили в фольклор и продолжали своё существование уже в качестве народных песен. С другой стороны, украинские песни распевались на три голоса в стиле канта и сохранили кантовую традицию до сегодняшнего дня.

Примером может послужить кант “Да під вишнею, під черешнею”, имеющий общий текст с известной народной песней. Он несложен по музыкальному языку и может быть разучен учениками на уроке сольфеджио. В процессе работы над его разучиванием следует обратить внимание учащихся на отсутствие тактовых черт в записи канта, заменённых одновременной остановкой на более длинных нотах. Также необходимо указать на зависимость ритмического рисунка мелодии от ударений в словах. В фактурном отношении важно проследить за параллельным движением терциями в двух верхних голосах и гармонической функцией нижнего голоса.

Знакомя учеников с жанром канта, очень важно дать им ощутить преемственность в эволюции жанра, продолжающего звучать в хорах из опер («Славься» М. Глинки), в песнях-гимнах, песнях-маршах, для которых характерна трёхголосная фактура (например, в песне «Спой нам ветер» И. Дунаевского).

Начало знакомства со старинными отечественными хоровыми жанрами с канта должно помочь в освоении и другого жанра, непосредственно связанного с религиозным обрядом – хорового концерта. Основной чертой музыкального языка этого жанра является сопоставление звучания всего хора и отдельных ансамблевых групп. Именно в кантовой фактуре были изложены ансамблевые эпизоды партесных и классицистских концертов.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...

Содержание учебного материала по теме: “Функциональные ряды”
Содержание лекционных занятий Основные понятия (функциональная последовательность, функциональный ряд, область сходимости функционального ряда, предельная функция, равномерно сходящиеся функциональные последовательность и ряд, мажорантный ряд); Критерий Коши равномерной сходимости функциональной по ...

Возможные формы организации профильного обучения
Возможно, что школа или сеть школ будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru