Золотая педагогика

Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин

Другое о педагогике » Жанры литургической музыки православной церкви в курсах музыкально-теоретических дисциплин детской музыкальной школы » Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин

Страница 2

В 5-м классе в темах, посвящённых отечественной музыкальной культуре XVII – XVIII веков, можно начать знакомство с образцами богослужебных православных песнопений, объясняя их предназначение, образное содержание и форму воплощения. Для понимания стиля песнопений возможно сопоставление монодических и многоголосных образцов, предлагая их исполнить на уроках сольфеджио. Например, «Иже херувимы». При этом важно подчеркнуть разницу в восприятии музыкального пространства, отражённую в этих примерах: плоскостную в монодии и объёмную в многоголосии.

Другие богослужебные песнопения можно включать в содержание уроков, посвящённых творчеству конкретных композиторов. Дополнительный акцент следует делать на их словесном тексте, изложенном на церковнославянском языке, объясняя значение и смысл отдельных слов и оборотов, например, «Иже херувимы» – «как херувимы» (ангелы).

При изучении хорового творчества М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя обязательно следует объяснить ученикам предназначение жанра хорового концерта, бывшего частью богослужения. Также необходимо обратить их внимание на контраст тембров звучания разных голосов, разных фактурных групп, изменение характера музыки между частями. К этому можно добавить узнавание знакомого жанра канта в ансамблевых разделах. Кроме того, важно подчеркнуть в звучании сочинений этой жанровой группы особое ощущение музыкального пространства, акустического резонанса как нового качества музыки XVIII века.

Также можно заострить внимание детей на многообразии содержательных сторон музыки в хоровых концертах различного типа: панегирических, славильных или лирико-драматических, заупокойных. А всё это в целом дало бы представление о музыкальной эпохе и познакомило бы школьников с жанром, давшим начало другим жанрам профессиональной музыки: кантате, оратории.

В темах, посвящённых изучению творчества современных украинских композиторов, следует упомянуть создание ими произведений, в которых используются канонические богослужебные тексты и воспроизводится стилистика духовных песнопений. В частности, можно назвать «Урочисту літургію» Л. Дичко (1999), ряд хоров на тексты псалмов Е. Станковича, В. Стеценко, М. Шуха, В. Степурко, Н. Волинского.

Обращение к жанрам литургической музыки православной церкви и введение их в содержание уроков музыкально-теоретических дисциплин ДМШ отражает особое преломление национальных традиций в образовании. Система музыкального образования на Украине в прошлом была нацелена, прежде всего, на подготовку певчих и велась в школах при монастырях, в духовных училищах и академиях. Многие выдающиеся украинские композиторы именно там получили своё музыкальное образование. Среди них: М. Березовский, А. Ведель, С. Гулак-Артемовский, П. Нищинский, И. Воробкевич, А. Вахнянин, Н. Леонтович, К. Стеценко.

Профессиональная музыка длительное время существовала только в рамках церковного ритуала и была в достаточной степени известной всем социальным слоям. Ведь богослужебные песнопения распевались во время служб всеми присутствующими людьми, их мелодии и слова были известны каждому. Существование этой сферы музыкального искусства было постоянным на протяжении всей 1000-летней истории христианства на Руси.

Насильственное исключение этой сферы из духовной жизни общества советского периода привело к частичному исчезновению огромного пласта отечественной хоровой культуры из фоносферы общества, к провалу в понимании историко-эволюционных процессов, к изменению художественных оценок и вкусов. Это обеднило духовный мир современных слушателей, нарушило естественный ход эволюции.

Начавшееся возрождение музыки православной церкви стало ярким фактором в развитии современной музыкальной культуры. Но в то же время оно выдвинуло ряд проблем перед музыкальным образованием. Среди них – отсутствие знаний об этой сфере ограничивает понимание её содержания и влияние на формирование духовного мира молодого музыканта. Поэтому важнейшей задачей педагога стало восполнение этого пробела, восстановление исторической справедливости и установление связи между прошлым, настоящим и будущим. Сегодняшняя более активная роль церкви в нравственном возрождении общества показала необходимость совместных усилий в этом направлении.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ передового педагогического опыта
Мировая педагогическая практика широко использует подвижные игры в процессе совершенствования физических навыков малышей. В Китае, Чехии, Германии, Японии, Финляндии и многих других стран подвижные игры являются одним из основных видов физической активности воспитанников детских садов. В России под ...

Особенности саморегуляции одаренного ребенка
"Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими", - сказал Публий Сир. Здесь уместны и слова Гете: "Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя" Под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятель ...

Характеристика диагностической программы исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и ко ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru