Золотая педагогика

Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

Другое о педагогике » Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста » Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

Страница 1

В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности.

Н. Непомнящая к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широком плане. Именно в этом процессе ребенок наиболее эффективно усваивает нравственные понятия, осознает необходимость совершения нравственного поступка. Такому осмыслению помогают воспитательные методы воздействия, опирающиеся на интеллект ребенка (например, вопросы в процессе беседы, направленные на установление зависимостей между характером и поступком, поступком и его следствием, целью и результатом совместной деятельности), а также обучающие методы воздействия, приводящие, например, к формированию преемственности представлений и личностных смыслов между поколениями в семье [8].

В связи с этим любая совместная деятельность родителей и педагогов в этом направлении отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.

В конце 90-х годов XX – начале XXI века в дошкольных учреждениях реализуются комплексные и парциальные программы, ориентированные на общечеловеческую (мировую) культуру и характеризующие российские культурные традиции. Их авторы предлагают своё видение образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста, учитывая новые социальные, политические и образовательные условия в целом и в решении проблемы формирования толерантных этнокультурных установок в частности.

За сохранение такой целостности отвечают комплексные программы. Но, к сожалению, они не могут учесть всех нюансов развития ребенка, подстроиться под его индивидуальность и запросы родителей. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия взрослого с детьми.

Парциальные программы, реализуемые в группах кратковременного пребывания, используются для того, чтобы отразить специфику работы учреждения, при котором они созданы; позволяют реализовать возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского творчества, доме культуры и т.п.).

Педагоги и родители, заинтересованные в том, чтобы передать культурно-исторические ценности дошкольникам, оказываются перед выбором достойной программы. Дополнительные образовательные программы осуществляются только по желанию родителей на договорной основе с ними. В некоторых территориях Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области) большое значение придается программам художественно-эстетического цикла, этнокультурным и культурологическим. Среди них особое место занимает социокультурная программа «Истоки». В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования, среди которых выделяются программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Князевой и М. Маханевой, «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л. Галигузовой и С.Мещеряковой, «Наследие» М.Новицкой и Е.Соловьевой.

По итогам анализа парциальных и комплексных программ, содержащих разделы патриотического воспитания, приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...

Особенности проявления интереса дошкольников к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям
Интерес детей к познавательной книге изменяется на протяжении всего дошкольного периода. Он зависит от развития восприятия и накопления опыта рассматривания иллюстраций и слушания литературных сюжетов. В данном аспекте исследования в области восприятия дошкольниками литературы (А. В. Запорожец, С. ...

Модели личностно-ориентированной педагогики
С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С. Якиманской, которая считает, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая» (Якиманская И.С 1995). Социа ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru