Золотая педагогика

Специфика организации проектной деятельности учащихся

Страница 1

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.

Эти идеи Дьюи нашли отклик в современной школе. Обилие разнообразной научной информации, а также изменение и уточнение уже имеющейся, делают невозможным изучение всех предметов в рамках школьной программы. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно, знания, рационально, подходить, к процессу познания, то есть научить учиться.

Большое значение Дьюи придавал роли семьи и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. Понимание родителями этих задач, искренняя заинтересованность и включение в совместную деятельность с ребенком способствуют осуществлению связи между обучением и воспитанием в школе и вне нее.

Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых других стран.

Пропагандировалась активность ребенка на основе свободы, а роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. Эти идеи нашли свое воплощение, главным образом, при начальной ступени образования.

Недостатком в работе явилось отсутствие постоянных программ, отбор лишь тех знаний, которые могли найти практическое применение в жизни учащихся. Такая бессистемность изучения учебных дисциплин, их чрезмерная прагматичность приводила к тому, что учащиеся не получали полноценных научных знаний.

Тем не менее, основные идеи Дьюи получили развитие в современном деятельно-личностном подходе к воспитанию, а именно:

связь обучения с жизнью;

развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

развитие умения приспосабливаться к имеющейся действительности;

умение сотрудничать с людьми во всех видах деятельности, в общении.

Основоположником метода проектов считают Вильяма Кильпатрика. Он считал, что в основе метода лежит идея организации детской жизни, труда с обучением через сознание детей.

Кильпатрик предполагал, что главным рычагом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является “рефлекс цели” (по И.П.Павлову). К этой идеи прилагался термин “проект” - нечто брошенное, пущенное вперед. Сам термин “проект” был узаконен в 1911 году. По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить себе целью поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью - один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства.

Работа над проектом дает также отвлечение от эгоистического индивидуализма, ведь свое поведение необходимо сообразовывать с благополучием остальных членов коллектива. Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная “от всего сердца”, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов:

Воплощение мысли во внешнюю форму.

Получение эстетического наслаждения.

Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.

Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.

По предположению В. Кильпатрика проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой-либо деятельности, например, письма на уровне старшеклассников (IY тип проекта), т.е. все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Но выполнение таких проектов не всегда приводит к приобретению учащимися новых знаний и умений, т.е. к их обучению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Связь показателей эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения
В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий ...

Функции и средства педагогического общения
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности. Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для р ...

Методическая организация грамматического материала в учебных целях
Проблема организации грамматического материала связана с вопросом о единице усвоения. Следует различать понятия «единица усвоения» и «объект усвоения». Так, М.М. Гохлернер считает, что «единицей усвоения должна стать не грамматическая тема, например, «Порядок слов в предложении», а понятие «структу ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru