Золотая педагогика

Характеристика педагогических факторов эксперимента

Другое о педагогике » Педагогический эксперимент в физическом воспитании и реабилитации » Характеристика педагогических факторов эксперимента

Страница 1

Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они должны быть максимально уравнены. Не случайно их иногда называют "реальными помехами" (Л.Ф. Спирин, 1972).

Сложность контроля за сопутствующими факторами состоит в том, что не все они подвластны воле экспериментатора. Поэтому среди них целесообразно выделять две разновидности. Первую можно назвать уравниваемыми сопутствующими факторами. Это те факторы, которые действительно могут быть предусмотрены и уравнены (например, разминка спортсмена при исследовании нового метода обучения двигательному действию). Вторую разновидность есть основания назвать спонтанными сопутствующими факторами. Это факторы, непредвиденно возникающие и трудно поддающиеся управлению (например, настроение спортсмена).

Более того, нельзя забывать, что любые изучаемые педагогические явления органически входят в содержание жизни исследуемого как личности. Искусственно изолировать его от динамичного взаимодействия с окружающей средой, исключить влияние неконтролируемых факторов практически невозможно. В этом кроется и специфика, и главная трудность любого педагогического эксперимента.

Зная все разновидности действующих в эксперименте факторов, исследователь обязан тщательно организовывать их воздействие, обращая особое внимание на спонтанные факторы. Контроль осуществляется как в ходе подготовки к эксперименту (см. "Подбор исследуемых", Организация условий"), так и в процессе самого эксперимента с целью предотвратить нежелательное воздействие тех или иных факторов на конечные результаты учебно-воспитательного процесса. Следует помнить, что проблема контроля в педагогическом эксперименте является очень сложной из-за действия множества факторов, не поддающихся управлению. Поэтому и разработка этой проблемы в настоящее время еще далека от завершения.

Таким образом, в эксперименте добываются научные факты путем преднамеренного создания необходимых по" задачам исследования условий, по возможности исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления и его измерения (оценки).

Каждый педагогический фактор должен иметь определенную характеристику. Она может включать:

1) качественную оценку в виде, того или иного словесного описания;

2) количественную - в виде самых разнообразных оценок (от балльных до метрических), получаемых в результате измерений;

3) статистическую - в виде показателей зависимости между разными факторами, вычисляемых методами статистических связей (Л.Б. Ительсон, 1970).

Целесообразно стремиться к характеристикам, имеющим несколько оценок, например количественную и качественную.

Что же может служить объектом изучения в педагогическом эксперименте? В общей формулировке на этот вопрос можно ответить следующим образом: объектом исследования могут являться педагогические положения, а также те или иные теоретические предположения с целью получения научных фактов и установления объективных законов физического воспитания. С помощью эксперимента можно решать следующие задачи:

1) выявлять или подтверждать факт наличия или отсутствие зависимости между избранными педагогическими воздействиями и ожидаемыми результатами;

2) определять количественную меру зависимости, если таковая будет обнаружена;

3) вскрывать характер, механизм этих зависимостей. Последняя задача наиболее перспективная и сложная (Р.В. Рывкина, А.В. Винокур, 1968). Однако подобная общая формулировка требует существенных разъяснений.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы построения уроков. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества пре ...

Требования к отчету по преддипломной практике
Во время прохождения практики студент составляет подробный отчет о практике. Объем отчета, ориентировочно, включая схемы, графики, образцы документов и фрагменты необходимых программ должен составлять порядка 30 стр. Отчет должен содержать следующие разделы: описание информационных потоков производ ...

Почленное дифференцирование функциональных рядов
Теорема 7. Пусть последовательность функций , непрерывно дифференцируемых на , и последовательность их производных равномерно сходятся на , тогда предел последовательности непрерывно дифференцируемых функций , т.е. , непрерывно дифференцируем на указанном отрезке и верно равенство: или . Доказатель ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru