Золотая педагогика

Характеристика педагогических факторов эксперимента

Другое о педагогике » Педагогический эксперимент в физическом воспитании и реабилитации » Характеристика педагогических факторов эксперимента

Страница 1

Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они должны быть максимально уравнены. Не случайно их иногда называют "реальными помехами" (Л.Ф. Спирин, 1972).

Сложность контроля за сопутствующими факторами состоит в том, что не все они подвластны воле экспериментатора. Поэтому среди них целесообразно выделять две разновидности. Первую можно назвать уравниваемыми сопутствующими факторами. Это те факторы, которые действительно могут быть предусмотрены и уравнены (например, разминка спортсмена при исследовании нового метода обучения двигательному действию). Вторую разновидность есть основания назвать спонтанными сопутствующими факторами. Это факторы, непредвиденно возникающие и трудно поддающиеся управлению (например, настроение спортсмена).

Более того, нельзя забывать, что любые изучаемые педагогические явления органически входят в содержание жизни исследуемого как личности. Искусственно изолировать его от динамичного взаимодействия с окружающей средой, исключить влияние неконтролируемых факторов практически невозможно. В этом кроется и специфика, и главная трудность любого педагогического эксперимента.

Зная все разновидности действующих в эксперименте факторов, исследователь обязан тщательно организовывать их воздействие, обращая особое внимание на спонтанные факторы. Контроль осуществляется как в ходе подготовки к эксперименту (см. "Подбор исследуемых", Организация условий"), так и в процессе самого эксперимента с целью предотвратить нежелательное воздействие тех или иных факторов на конечные результаты учебно-воспитательного процесса. Следует помнить, что проблема контроля в педагогическом эксперименте является очень сложной из-за действия множества факторов, не поддающихся управлению. Поэтому и разработка этой проблемы в настоящее время еще далека от завершения.

Таким образом, в эксперименте добываются научные факты путем преднамеренного создания необходимых по" задачам исследования условий, по возможности исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления и его измерения (оценки).

Каждый педагогический фактор должен иметь определенную характеристику. Она может включать:

1) качественную оценку в виде, того или иного словесного описания;

2) количественную - в виде самых разнообразных оценок (от балльных до метрических), получаемых в результате измерений;

3) статистическую - в виде показателей зависимости между разными факторами, вычисляемых методами статистических связей (Л.Б. Ительсон, 1970).

Целесообразно стремиться к характеристикам, имеющим несколько оценок, например количественную и качественную.

Что же может служить объектом изучения в педагогическом эксперименте? В общей формулировке на этот вопрос можно ответить следующим образом: объектом исследования могут являться педагогические положения, а также те или иные теоретические предположения с целью получения научных фактов и установления объективных законов физического воспитания. С помощью эксперимента можно решать следующие задачи:

1) выявлять или подтверждать факт наличия или отсутствие зависимости между избранными педагогическими воздействиями и ожидаемыми результатами;

2) определять количественную меру зависимости, если таковая будет обнаружена;

3) вскрывать характер, механизм этих зависимостей. Последняя задача наиболее перспективная и сложная (Р.В. Рывкина, А.В. Винокур, 1968). Однако подобная общая формулировка требует существенных разъяснений.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Знакомство с деятельностью учителя-предметника
Особенности программы, по которой работает учитель – Бедаш Наталья Николаевна в своей работе использует программу Владимира Васильевича Пасечника, корректируя ее в зависимости от учебных возможностей учащихся. Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется учите ...

Роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...

Типы учебных упражнений
Анализируя содержание существующих программ обучения, учебников для начальной школы можно отметить, что содержание программ нацелено на: - формирование у школьников приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения); - на формирование умений д ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru