Золотая педагогика

Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам

Другое о педагогике » Значение методики использования картин для формирования речи дошкольников » Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам

Страница 1

В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Плехеевой, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Д. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Любменской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что. Уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Рассматривание картин, как считает В.И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развития речи ребенка. Дети не умеют рассматривать картины. Не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в необходимой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е.А. Флериной к упрощенной реальности. Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого и созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы, детям предлагается поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу. Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием все детей. В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины. Одни из них даются только для рассматривания и последующего рассказывания. Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами» например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт.

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картин, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов – повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям.

Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривая картины и рассказывания по ней. Занятие должно быть не сложное для детей. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложения предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. Для начала, можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про свою картину. В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого путь дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия. Основным приемом обучения остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается под одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не пользоваться или заменяться литературным тестом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Практика диагностики и формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Исследовательская работа проводится в виде эксперимента с детьми младшей группы детского центра « Волшебный фонарик», г. Москвы, в течение июня по декабрь 2013 года. В работе принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования: Изучить усл ...

Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики
Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, о ...

Современные компьютерные технологии как форма работы с семьей, направленная на установление партнерских, доверительных отношений
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания усилилась тенденция самоустранения многих родителей от реш ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru