Золотая педагогика

Компоненты и развитие профессионального самопределения

Другое о педагогике » Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения » Компоненты и развитие профессионального самопределения

Страница 1

Профессиональное развитие человека в целом онтогенетически связано с основными видами его деятельности, соответствующими возрастным периодам. Возрастное развитие человека как субъекта труда Е.А. Климов представляет в виде трех периодов, в каждом из которых выделяет и характеризует стадии развития профессионального становления, которые можно рассматривать как этапы профессионального самоопределения.

Период "выбора профессии" (проектирования профессионального старта и жизненного пути) стадия оптанта, или оптации (от лат. optio – желание, избрание); интервал от 11–12 до 14–18 лет – осознанная подготовка к трудовой жизни; планирование, проектирования профессионального жизненного пути. В этот период происходит овладение системой социально значимых ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущего. В это время особенно интенсивно и активно формируются информационные основы моральной, социальной, а, следовательно, профессиональной направленности личности. Этот период характеризуется активными попытками самосовершенствования: самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему. Интенсивно развивается способность осознания, контроля операций мышления и произвольного управления ими. Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) – реалистического представления о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Е.А. Климов, Г.В. Кудрявцев, В.В.Чебышева,П.А.Шавир рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности. Е.А. Климов определяет стадию профессионального самоопределения подрастающего человека как "органичное звено целостного процесса его развития". В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, С.Я. Батышевым, С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной и другими исследователями выделяются этапы:

1) эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям, формируются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности;

2) пропедевтический (1-4 классы), когда у ребенка формируется трудолюбие, появляется понимание роли труда в жизни человека и общества, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии учащихся в различных видах познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности;

3) поисково-зондирующий (5–7 классы), в течение которого решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью;

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна: быть доступной по содержанию, представлениям и форме; соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.); иметь ...

Реализация технологии физического воспитания в работе с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития
В РФ действуют специальные образовательные учреждения I-VШ видов. Для обучения и воспитания детей с ЗПР организуются учреждения VII вида: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад комбини ...

Задачи и содержание обучения связной речи
Программа детского сада, предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить моноло ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru