Золотая педагогика

Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы

Другое о педагогике » Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы

Лексическая, или словарная работа, в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако еще К.Д. Ушинский писал, что "только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями". Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. Считаем, что одним из эффективных приемов лексико-семантической работы может быть анализ системных отношений слов.

Труды М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева, М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В.Прудниковой и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. Однако в методике работы над словом в начальной школе не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово. Настоящее исследование затрагивает одно направление этого вопроса: изучение учащимися начальных классов лексических отношений, поскольку синонимы, антонимы, омонимы и паронимы представляют собой те лексико-семантические группы слов, на примере которых наиболее ярко раскрываются системные связи в лексике русского языка.

Итак, отсутствие наиболее подробного рассмотрения лексических явлений на уроках русского языка в начальной школе обусловили актуальность

выбранной темы исследования.

Объектом

исследования стала учебная деятельность учащихся начальных классов, направленная на овладение знаниями и умениями в области лексикологии.

Предмет

исследования - процесс усвоения представлений о системных отношениях в лексике учащихся 4-х классов.

Цель исследования

заключается в создании научно обоснованной и экспериментально проверенной методики изучения младшими школьниками системных отношений в лексике на уроках русского языка.

В соответствии с данной целью исследования сформулирована гипотеза:

если в процессе словарной работы в начальной школе рассматривать слово в системе его семантических связей, то это позволит:

- формировать представления учащихся о лексической системе русского языка;

- систематизировать и совершенствовать лексические знания и умения младших школьников;

- формировать новые учебно-языковые лексические умения;

- целенаправленно выбирать необходимые слова для выражения мысли и ее тончайших нюансов;

- активно употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Для проверки гипотезы и реализации указанной цели исследования необходимо решить ряд задач:

1) исследовать вопрос о системных отношениях в лингвистической литературе;

2) проанализировать подходы к организации деятельности над словом;

3) проанализировать работу над синонимами, антонимами, омонимами и паронимами в действующих программах и учебниках по русскому языку для начальной школы;

4) определить с помощью эксперимента уровень лексических знаний и умений учащихся;

Для решения намеченных задач использовались следующие методы

исследования:

-

теоретический анализ лингвистической, методической и педагогической литературы по теме исследования;

- констатирующий и заключительный этап эксперимента;

- анализ результатов проведенных экспериментов.

Образование, педагогика, воспитание:

Требования к отчету по преддипломной практике
Во время прохождения практики студент составляет подробный отчет о практике. Объем отчета, ориентировочно, включая схемы, графики, образцы документов и фрагменты необходимых программ должен составлять порядка 30 стр. Отчет должен содержать следующие разделы: описание информационных потоков производ ...

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук
1. «Бодание» кулачками. Ребенок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг к другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторяют упражнение несколько раз. 2. «Проверка сцепления». Ребенок сцепляет пальцы «в замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в д ...

Чтение и анализ рассказов в школе для слабослышащих учащихся
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекционной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров. Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. При этом описываемое событие м ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru