С целью формирования у младших школьников понятия "системные отношения" в лексике (без введения данного термина) был организован констатирующий эксперимент.
В нашем исследовании решались следующие задачи:
1) проверить степень и уровень понимания младшими школьниками семантики слов, близости и противоположности значений в словах;
2) выявить умения учащихся 4-го класса правильно подбирать к словам синонимы и антонимы.
В ходе эксперимента было задействовано 23 учащихся 4-го класса Платоновской средней общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе автора Т.Г.Рамзаевой.
Задание третье. Найдите в текстах синонимы или антонимы
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
(С. Михалков)
От дома начинается,
У дома кончается.
(Дорога)
Задание повышенной трудности. Укажите сначала фразеологические обороты со словами - антонимами, затем с синонимами.
Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; черным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.
Задание повышенной трудности.
Замените фразеологические обороты словами - синонимами:
В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Третье задание
предполагало замену в предложении выделенных слов их антонимами и перестройку высказывания в целом (Наступила холодная снежная зима. - .).
Задание пять.
Из отрывка сказки А.С. Пушкина нужно найти в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили:
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Анализ работ
С заданиями повышенной трудности
справилось всего 26% учащихся, а остальные - 73% вообще не сделали задания. Прежде всего это связано с тем, что предложенные фразеологические обороты оказались слишком трудны для понимания испытуемых. Так же важную роль играет и тот факт, что по программе Т.Г.Рамзаевой фразеологизмы изучаются в недостаточной мере. Но в контрольный срез анализ данных заданий не входит.
В третьем задании
пользуясь системообразующими свойствами лексики, 86% учащихся 4-го класса верно подобрали слова-антонимы (жаркое, лето) и переконструировали предложение в соответствии с коммуникативной целесообразностью (Наступило жаркое солнечное лето). Задание оценивалось в 3 балла.
С четвертым заданием
справились 60 % учащихся верно подобрали слова-синонимы (присмотр, надзор) и слова-антонимы (начинается, кончается), а остальные 39 % не справились с заданием. Задание оценивалось в 2 балла.
С пятым заданием
справились 52 % учащихся, правильно подобрали слово близкое по значению к слову устроили, а остальные 47 % не смогли справиться с предложенным заданием. Задание оценивалось в 1 балл.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют судить о том, что учащиеся владеют элементарными лексическими знаниями, которые, однако бессистемны. Лексические знания и умения учащихся на момент исследования (определения семантики слова, противопоставление значения в словах, умение правильно подбирать к словам синонимы и антонимы) определяются как недостаточно сформированные.
Уровни сформированности системных отношений в лексике у учащихся:
Высокий – 5 - 6 баллов;
Средний – 4 – 3 балла;
Низкий – 2 - 1 балла.
5 -6 баллов набрали 23% учащихся;
4 – 3 балла набрали 36% учащихся;
2 – 1 балла набрали 41% учащихся.
В эксперименте принимали участие учащиеся 4 "б" класса Платоновской средней общеобразовательной школы в составе 25 человек.
С целью проверки ранее полученных знаний в этой области мы предложили учащимся ряд заданий:
Задание №1. Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:
Мелкий пруд - … пруд.
Мелкий дождь - … дождь
Свежий хлеб - … хлеб.
Свободный стул - … стул.
Свободная обувь - … обувь.
Сладкое яблоко - … яблоко.
Задание №2. Выделить слова-антонимы в стихотворении-загадке.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Н.Найденова)
Задание № 3. Закончи начатые предложения с помощью слов-антонимов.
Петя поднимается в гору, а Коля .
У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли .
Петя большой, а Коля .
У Пети темные волосы, а у Коли .
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально
развивающимися сверстниками
В младшем школьном возрасте у детей с легкой степени умственной отсталости отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Произносительная сторона речи Недоразвитие речи прежде всего ...
Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде
Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за о ...
Функции наглядности в учебнике математики. Методы
работы с учебником
Не все виды наглядностей, применяемых иллюстраций имеют одинаковое значение для раскрытия изучаемых закономерностей. На процесс решения математической задачи существенное влияние оказывает схема и предметно-аналитическая картинка, в которой отражены количественные отношения искомого и данного. Выде ...