Золотая педагогика

Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической сформированности младших школьников

Другое о педагогике » Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы » Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической сформированности младших школьников

Страница 4

2.

К концу контрольного эксперимента лексические знания и умения у значительной части испытуемых улучшились. У многих школьников сформировались и новые учебно-языковые умения: умение выстраивать ряды с возрастанием или убыванием качества, действия, признака; умение осознавать связи между синонимией и антонимией (составлять синонимические ряды к каждому члену антонимической пары, выстраивать антонимические пары из членов синонимических рядов); умение определять функции синонимов и антонимов в речи; точно использовать синонимы и антонимы в контексте; перестраивать предложения путем замены слов их антонимами и др.

3.

Формирование учебно-языковых умений в области лексикологии на основе представлений о системности синонимических и антонимических связей - длительный и трудоемкий процесс, требующий систематической и целенаправленной работы, а также использования специальной системы упражнений. Осознание слова как элемента лексической системы способствует более полному и всестороннему пониманию значения слова, уместному и точному его употреблению лексических единиц как в устной, так и в письменной речи.

В настоящее время начальная школа нуждается в совершенствовании методики словарно-семантической работы, т.к. существующая практика обучения не ориентирует младших школьников в словарной системе русского языка.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что учащиеся начальной школы способны рассматривать лексические явления в совокупности парадигматических и синтагматических отношений, воспринимая в адаптированном виде идею о системности лексики.

Изучение системных синонимических и антонимических связей позволило формировать у детей лексико-семантический взгляд на слово. Это подтверждает анализ результатов экспериментального обучения.

У значительной части испытуемых улучшились лексикологические знания и умения: определение синонимов и антонимов - на 25%, толкование лексического значения слов и выявление особенностей семантики - на 23%, подбор синонимов и антонимов - на 12,5%, подбор синонимов и антонимов к различным значениям многозначного слова - на 47%.

У многих школьников сформировались и новые учебно-языковые умения:

- умение моделировать синонимические и антонимические отношения, подбирать языковой материал по предложенным схемам-моделям (79%);

- умение выстраивать градационные ряды с возрастанием или убыванием качества (62 %);

- умение составлять синонимические ряды к каждому члену антонимической пары, образовывать антонимические пары из членов синонимических рядов (67 %);

- умения перестраивать предложение в связи с заменой слов их антонимами (98 %).

Описанные в дипломной работе исследования над синонимическими и антонимическими отношениями в лексике с позиции их системности представляет собой одну из попыток подойти с научных позиций к решению проблемы совершенствования словарно-семантической работы в начальной школе.

В связи с этим представляется возможным определить перспективные направления предпринятого нами исследования:

- дальнейшие поиски эффективных методов и приемов изучения в начальных классах системных связей в лексике;

- создание системы словарно-семантических упражнений во всех классах начальной школы;

- разработка спецкурса для студентов педагогических вузов с целью подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию русского языка с позиции системного подхода.

Страницы: 1 2 3 4 

Образование, педагогика, воспитание:

Динамика физической подготовленности детей 6 лет в процессе педагогического эксперимента
Анализ достоверности внутригрупповых различий физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, осуществляемый по интегральным показателям, позволил выявить следующее (табл. 6). По количеству и уровню достоверно изменившихся показателей за учебный год выявлено преимущество дете ...

Понятие «аутентичный текст»
Проблема аутентичных материалов (текстов, в нашем случае), используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий сама по себе. Само понятие «аутентичный текст» появилось в методике не так давно, что связано с современной постановкой целей обучения иностранному языку. В настоящее вр ...

Воспитание нравственных чувств у детей,как средство подготовки детей к обучению в школе
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru