Синонимической работе в школе традиционно уделяется большое внимание. Но анализ методической литературы и опыта работы учителей показывает, что чаще всего это внимание обращается на синонимику глаголов и прилагательных, работа же над синонимикой существительных оказывается по сравнению с ними значительно ослабленной. Исключение составляют только работы Н.К Никитиной, в которых предложен ряд упражнений над синонимами при изучении имени существительного в 3 классе. Таким образом, большой пласт лексики оказывается у учащихся неактуализированным. В словарике синонимов для начальной школы М.Р. Львов из 206 синонимических рядов 77 - синонимы-существительные, и их необходимо "проработать" с детьми.
Наиболее органично синонимические экскурсы вписываются в общую систему работы по толкованию значений новых для учащихся слов. При этом существительные с конкретным значением (комбайн, спиннинг, шоссе) обычно толкуются с использованием экстралингвистических факторов: показа предмета, его изображения, муляжа и т.д. Слова же с более отвлеченным значением удобно толковать через синонимическую замену: тайфун - буря (в океане), отара - стадо (овец).
Над какими же группами существительных следует организовывать подобную работу? По нашему мнению, это:
а) слова с отвлеченным значением: благоухание - (приятный) запах; зной - жара; западня - ловушка;
б) заимствованные слова книжного типа, имеющие соответствия в русском языке: багаж - поклажа, груз; космос - Вселенная; турист - путешественник;
в) архаизмы: рать - войско, армия; воин - боец; очи - глаза;
г) термины из всех областей знаний, особенно заимствованные: томат - помидор; гиппопотам - бегемот; орфография - правописание.
При этом дети должны осознавать, что между синонимами почти всегда имеются различия либо в значении, либо в стилистике их употребления. Неумение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно выражающее понятие, приводит к многочисленным ошибкам типа: " По небу летело стадо стрижей". Предупреждение подобных ошибок достигается упражнениями в выборе синонима: "Боксер победил в бою (враг, противник, неприятель, недруг). Большую помощь учителю в работе по разграничению идеографических (семантических) синонимов может оказать "Краткий словарь синонимов русского языка" В.Н.Клюевой, в котором разъясняются различия в значениях синонимов.
Другим важным аспектом в работе по синонимике существительных является устранение повторов слов в пределах одного предложения или в рядом стоящих предложениях.
Работу с этой весьма распространенной ошибкой следует понимать несколько шире, чем замена повторяющегося слова лексическим синонимом типа ребята - детвора - малыши. Сюда же нужно включить и замену слова описательным оборотом (белка - юркий зверек, ежик - колючий шар и т.д.) и замену слов анафористическим местоимением (белка - она, та, которая). Есть и более частные аспекты синонимической работы. Это и разграничение паронимов (невежа - невежда, индийцы - индейцы) и устранение из речи детей разговорно-просторечной лексики типа " Подошла наша училка", " Вот какой здоровый домара" и т.д. Главное, чтобы синонимическая работа была не эпизодической, а представляла стройную систему. Она должна вестись на каждом уроке, а не только на уроках русского языка, то есть явиться определенным "сквозным" методом, системообразующим фактором интеграции предметов в начальных классах. Возможны также специальные интегрированные уроки: русский язык - чтение, русский язык - природоведение, чтение - природоведение и т.д.
Наиболее удачным с точки зрения возможностей интеграции с другими предметами является, на наш взгляд, учебник русского языка для 4 класса Т.Г. Рамзаевой. В нем много текстов, позволяющих не только привлечь материал и по природоведению, и по чтению, и по изобразительному искусству, но и провести эффективную работу по синонимике имен существительных.
Работа над синонимикой существительных не только поможет расширить и уточнить словарный запас учащихся, но и сможет послужить связующим звеном в комплексном, целостном познании действительности. Кроме того, синонимические экскурсы будут способствовать развитию вариативности мышления детей, чему немало уделяется времени и внимания на уроках.
1.
Труды ученых (М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В. Прудниковой и др.) положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике, а также определили основные направления словарно-семантической работы в средней школе. Но в методике работы над словом в начальных классах не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово.
2.
Работа над синонимическими и антонимическими отношениями в лексике на уроках русского языка в начальной школе предполагает выявление сущности понятий слова-синонимы и слова-антонимы. Многогранность данных явлений обусловила возможность разноаспектного их рассмотрения и создала естественные препятствия для однозначного определения слов-синонимов и слов-антонимов.
Образование, педагогика, воспитание:
Теоретические и методические подходы к понятию "общение" и его
развитию в дошкольном возрасте
Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию общения: 1) общение - это коммуникация, коммуникативный ...
Физическая подготовка детей к школе
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительн ...
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены су ...