Золотая педагогика

Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе

Другое о педагогике » Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы » Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе

Страница 1

Синонимической работе в школе традиционно уделяется большое внимание. Но анализ методической литературы и опыта работы учителей показывает, что чаще всего это внимание обращается на синонимику глаголов и прилагательных, работа же над синонимикой существительных оказывается по сравнению с ними значительно ослабленной. Исключение составляют только работы Н.К Никитиной, в которых предложен ряд упражнений над синонимами при изучении имени существительного в 3 классе. Таким образом, большой пласт лексики оказывается у учащихся неактуализированным. В словарике синонимов для начальной школы М.Р. Львов из 206 синонимических рядов 77 - синонимы-существительные, и их необходимо "проработать" с детьми.

Наиболее органично синонимические экскурсы вписываются в общую систему работы по толкованию значений новых для учащихся слов. При этом существительные с конкретным значением (комбайн, спиннинг, шоссе) обычно толкуются с использованием экстралингвистических факторов: показа предмета, его изображения, муляжа и т.д. Слова же с более отвлеченным значением удобно толковать через синонимическую замену: тайфун - буря (в океане), отара - стадо (овец).

Над какими же группами существительных следует организовывать подобную работу? По нашему мнению, это:

а) слова с отвлеченным значением: благоухание - (приятный) запах; зной - жара; западня - ловушка;

б) заимствованные слова книжного типа, имеющие соответствия в русском языке: багаж - поклажа, груз; космос - Вселенная; турист - путешественник;

в) архаизмы: рать - войско, армия; воин - боец; очи - глаза;

г) термины из всех областей знаний, особенно заимствованные: томат - помидор; гиппопотам - бегемот; орфография - правописание.

При этом дети должны осознавать, что между синонимами почти всегда имеются различия либо в значении, либо в стилистике их употребления. Неумение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно выражающее понятие, приводит к многочисленным ошибкам типа: " По небу летело стадо стрижей". Предупреждение подобных ошибок достигается упражнениями в выборе синонима: "Боксер победил в бою (враг, противник, неприятель, недруг). Большую помощь учителю в работе по разграничению идеографических (семантических) синонимов может оказать "Краткий словарь синонимов русского языка" В.Н.Клюевой, в котором разъясняются различия в значениях синонимов.

Другим важным аспектом в работе по синонимике существительных является устранение повторов слов в пределах одного предложения или в рядом стоящих предложениях.

Работу с этой весьма распространенной ошибкой следует понимать несколько шире, чем замена повторяющегося слова лексическим синонимом типа ребята - детвора - малыши. Сюда же нужно включить и замену слова описательным оборотом (белка - юркий зверек, ежик - колючий шар и т.д.) и замену слов анафористическим местоимением (белка - она, та, которая). Есть и более частные аспекты синонимической работы. Это и разграничение паронимов (невежа - невежда, индийцы - индейцы) и устранение из речи детей разговорно-просторечной лексики типа " Подошла наша училка", " Вот какой здоровый домара" и т.д. Главное, чтобы синонимическая работа была не эпизодической, а представляла стройную систему. Она должна вестись на каждом уроке, а не только на уроках русского языка, то есть явиться определенным "сквозным" методом, системообразующим фактором интеграции предметов в начальных классах. Возможны также специальные интегрированные уроки: русский язык - чтение, русский язык - природоведение, чтение - природоведение и т.д.

Наиболее удачным с точки зрения возможностей интеграции с другими предметами является, на наш взгляд, учебник русского языка для 4 класса Т.Г. Рамзаевой. В нем много текстов, позволяющих не только привлечь материал и по природоведению, и по чтению, и по изобразительному искусству, но и провести эффективную работу по синонимике имен существительных.

Работа над синонимикой существительных не только поможет расширить и уточнить словарный запас учащихся, но и сможет послужить связующим звеном в комплексном, целостном познании действительности. Кроме того, синонимические экскурсы будут способствовать развитию вариативности мышления детей, чему немало уделяется времени и внимания на уроках.

1.

Труды ученых (М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В. Прудниковой и др.) положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике, а также определили основные направления словарно-семантической работы в средней школе. Но в методике работы над словом в начальных классах не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово.

2.

Работа над синонимическими и антонимическими отношениями в лексике на уроках русского языка в начальной школе предполагает выявление сущности понятий слова-синонимы и слова-антонимы. Многогранность данных явлений обусловила возможность разноаспектного их рассмотрения и создала естественные препятствия для однозначного определения слов-синонимов и слов-антонимов.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Основные принципы внеклассной работы
Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экол ...

Вариант работы с аутентичным текстом
Цель данного этапа заключается в создании ситуации и мотива общения, в формулировке коммуникативной задачи, а также в преодолении трудностей восприятия и понимания сообщения путем использования различных опор и прочих факторов, облегчающих восприятие. «Today we are going to discuss one of the most ...

Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
Учитывая, что не каждый педагог целенаправленно задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, следует при исследовании акцентировать внимание педагогов на определенные высказывания, касающихся восприятия учащимися некоторых характеристик личности педагога. Суждения, представлен ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru