По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки (Ю.Алиев, В.И.Петрушин, К.В.Тарасова и др.) Именно занятия музыкой могут способствовать развитию креативности у учащихся (К.В.Тарасова). Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Большая роль креативности в развитии человека определяет актуальность избранной темы.
В отечественной психологической школе отмечается важность выделения параметров, которые могут показать развивающее влияние образования ( А.И.Абраменко, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, И.П.Манакова, А.А.Мелик-Пашаев и др. )
Проблема нашего исследования - рассмотреть креативность как один из показателей развивающего влияния музыкального образования на школьников.
Объект исследования - музыкальное образование детей 10-12 лет
Предмет исследования – связь показателей креативности с выполнением задач музыкального образования.
Цель исследования - поиск пути оптимизации оценки результатов музыкального образования.
Гипотеза исследования - креативность может выступать показателем успешности музыкального образования при условии построения комплексной диагностической программы - тесты и анализ продуктов творчества.
Методологическая основа - экспериментальные исследования, проведенные в русле изучения креативности (В. Н. Дружинин).
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Тест исследования уровня креативности Е.Торренса;
3. Опросник исследования ригидности;
4. Статистическая обработка полученных результатов;
5. Сравнительный анализ полученных данных.
Задачи исследования:
1. Определить на теоретической уровне цели и задачи современного музыкального образования;
2. Определить, какие показатели успешности музыкального образования рассматриваются в работах педагогов и психологов;
3. Изучить содержание понятия «креативность» и определить возможность рассмотрения креативности как показателя успешности музыкального образования;
4. Составить программу пилотажного эксперимента.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современной психологической литературе креативность рассматривается как показатель творческого развития человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, характеризовать продукты деятельности.
2. Музыкальное образование основной целью определяет формирование и развитие личности человека, любителя музыкального искусства, способного и стремящегося самостоятельно оценивать музыкальные произведения, активно сопереживать, быть восприимчивым к новым направлениям музыкального искусства, поэтому показателем успешности музыкального образования можно рассматривать повышение личностной значимости музыкального искусства для человека;
3. Программа диагностики креативности предполагает включение следующих процедур тест исследования невербальной креативности Е.Торренса, контент-анализ.
Теоретическое значение работы:
В выпускной квалификационной работе систематизированы результаты экспериментальных исследований, проведенных в русле изучения креативности.
Практическое значение работы:
Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в дальнейшем продолжительном исследовании на репрезентативной выборке.
Образование, педагогика, воспитание:
Воспитание детей со сложными сенсорными нарушениями
Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остают ...
Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики в
школе для детей с нарушением интеллекта
Занятиям ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И ...
Методическая организация грамматического материала в учебных
целях
Проблема организации грамматического материала связана с вопросом о единице усвоения. Следует различать понятия «единица усвоения» и «объект усвоения». Так, М.М. Гохлернер считает, что «единицей усвоения должна стать не грамматическая тема, например, «Порядок слов в предложении», а понятие «структу ...