Музыкальное образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Под музыкальным образованием понимают также систему организации музыкального обучения в музыкальных учебных заведениях. Важную роль может играть и самообразование. Различают музыкальное образование общее (достаточное для любителей) и специальное, подготавливающее к профессиональной работе (композиторской, исполнительской, педагогической, научной) [ 25 ]. Цель, методы, организационные формы музыкального образования эволюционируют под воздействием общественного развития и определяются ролью музыкального искусства в жизни общества, национальной спецификой, музыкально- эстетическими взглядами, бытующими формами музыкальной деятельности, общепедагогическими идеями. Уже в странах древнего мира — Египте, Китае — храмовые, дворцовые, военные и другие музыканты проходили специальное обучение. В Древней Греции наряду со специальным обучением в частных школах игре на кифаре и искусству аэдов было принято, ввиду особого значения, которое придавалось социально-политическое, воспитательные роли музыки, обязательное музыкальное образование юношества. В период средневековья музыкальное образование связано главным образом с церковью. В школах при монастырях и соборах, метризах, при дворах, в университета, в ремесленных музыкальных корпорациях осуществлялась подготовка певцов, канторов, инструменталистов. В эпоху Возрождения развитию музыкального образования способствовали реформа музыкальной нотации и нотопечатания. Идеалом музыканта становится образованный музыкант-универсал — исполнитель-инструменталист, певец, композитор, кантор, педагог, музыкальный учёный. Появляются консерватории и другие музыкальные школы, музыкальные общества, братства мейстерзингеров, придворные капеллы, где осуществлялось музыкальное образование Приблизительно с 16 в. общее музыкальное образование, отделяясь от специального, осуществлялось в средних школах канторами (пение главным образом церковной музыки, иногда занятия по обучению игре на инструментах). После Великой французской революции музыкальное образование ряда европейских стран формируется под знаком демократизации музыкальной жизни; открываются консерватории, музыкальные академии, высшие музыкальные школы, колледжи, выпускающие музыкальных деятелей с узкой специализацией, прежде всего исполнителей. В университетах (отчасти это относится и к 20 в.) получали главным образом музыкально-теоретическое образование (Германия, Австрия, Швейцария и другие) или наряду с музыковедческими осваивали и музыкально-практические дисциплины (Великобритания, США и др.). В современных развитых капиталистических и развивающихся странах наряду с государственных специальных музыкальных учебных заведениями действуют частные, а также финансируемые общественными организациями.
На территории России систематическое музыкальное образование зародилось в
средние века. При монастырях и церквах были учреждены певческие школы, где воспитывались церковные певцы (одна из старейших — во Владимире, 12 в.). Начиная с 16 в. во многих городах были организованы учебные заведения (домашние частные школы для детей), где обучались не только грамоте, но и церковному пению. В 18 в. под воздействием реформ Петра I возросла роль светской музыки, появились светские музыкальные учебные заведения — классы оркестровых инструментов Придворные певческие капеллы (Петербург, 1740), школа пения и инструментальной музыки в г. Глухо в (1738), Петербургский театр, школа, музыкальные классы Академии художеств (1760) и другие. В 1859 А. Г. Рубинштейном организовано Русское музыкальное общество, под эгидой которого были учреждены в 1860 музыкальные классы. В 1862 М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным основана Бесплатная музыкальная школа (где любители музыки могли получить общее музыкальное образование; вместе с тем некоторые её воспитанники стали профессиональными музыкантами). Огромную роль в развитии русского профессионального музыкального образования сыграли Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории, основанные А. Г. и Н. Г. Рубинштейнами, имевшие два отделения — низшее и высшее. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. открылись музыкальные училища в Киеве (1863), Казани (1864), Саратове (1865) и других городах (некоторые вскоре преобразовывались в консерватории).
Образование, педагогика, воспитание:
Задачи, содержание, принципы полового воспитания и факторы полоролевой
социализации детей среднего дошкольного возраста
Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания. Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хри ...
Воспитание самостоятельности и активности
Главной задачей интеллектуальной готовности ребенка является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др. Формиро ...
Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в
малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...