Золотая педагогика

Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха

Другое о педагогике » Анализ коррекционных приемов и методов обучения чтению для слабослышащих детей » Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха

Страница 1

Проблемы, связанные с определением значения речи для развития мышления и рассмотрением взаимодействия речи и мышления, подвергались обсуждению уже в античной философии. В соответствии с монистической моделью Платона, влияние которой сказывается до настоящего времени в различных направлениях бихевиоризма, мышление и речь идентичны. У Аристотеля можно найти представления о мышлении и речи, в соответствии с которыми они, имея общий принцип функционирования, различаются субстанционально, по своей локализации. Влияние развития речи на мышление и наоборот — влияние развития мышления на речь психолингвистика объясняет с помощью экспериментальных исследований и суммирующих их теорий.

Ф. Кайнц выделяет следующие существенные характеристики влияния речи на мышление.

1. Благодаря речи первоначально глобальное и целостное мышление ребенка постепенно становится более расчлененным.

2. Под влиянием речи мышление ребенка приобретает большую структурированность, т.е. с возрастанием речевой компетенции происходит ассимиляция структурных характеристик, существующих в данной языковой системе.

3. Благодаря речи мышление становится более экономным и быстрым. Существенная основа для экономизации мышления заключается в богатстве ассоциаций нашего речевого сознания, которые влияют друг на друга и вызывают друг друга. Мы мыслим автоматизированными ассоциативными комплексами, которые благодаря интериоризации речи переходят в подсознание. Речь можно сравнить с сетью, охватывающей различные формы проявления окружающего мира и определенным образом связывающей их друг с другом.

4. Под влиянием речи мышление становится более точным и дифференцированным. Возрастающая точность мышления связана прежде всего с высокой степенью дифференциации словесной речи как культурно обусловленной системы. В филогенезе благодаря языку находят отражение все новые стороны явлений, которые в символической форме поступают в распоряжение ребенка, овладевающего речью.

Дифференцирующее влияние речи на мышление можно увидеть в межкультурном сравнении различных языковых систем. Немецкому слову «Schnee» (снег) в языке эскимосов соответствуют пять различных названий, которые описывают разные состояния снега. Благодаря речи мышление носителя языка данного языкового сообщества дифференцируется, уточняется и управляется специфическим образом. Языки малоразвитых в культурном отношении стран по сравнению с языками высокоразвитых стран имеют, как правило, слабо развитый синтаксис и меньшее количество обозначений. Различные высказывания о влиянии речи на развитие познавательной сферы можно найти в работах по психологии речи Г. Хёрманна, который выступает с позиций ассоциативной психологии.

5. В нашем сознании слова образуют сложные ассоциативные комплексы, которые оказывают влияние на мышление, на образ мира и характер интерпретации воспринятого. Благодаря доказанному психолингвистикой существованию обусловленных конкретным национальным языком особенностей мышления в философских работах В. Гумбольдта эмпирически подтверждено, что каждый родной язык есть результат развития данной культуры на основе собственного видения мира.

Содержательное понимание сущности речи по Вейсгерберу состоит в том, что она функционирует как промежуточный духовный мир между носителем языка и объективными формами явлений, специфическим образом разделяя их. С помощью речи в нашем мышлении особым образом фиксируется не только материальный мир, но и культурные нормы, мировоззрение. Язык по отношению к мышлению выступает как связующее звено, которое в значительной мере влияет на коммуникацию в культурном сообществе, делая ее возможной. Он выступает как стержень данного сообщества, является основой для ощущения его единства, культурной схожести образа мысли и убеждений, которые могут существенно отличаться от других культурных сообществ.

6. Язык как система символов обеспечивает способность к абстракции на различных ступенях развития. Осуществление процессов абстракции на основе сложных ассоциативных схем было доказано прежде всего благодаря экспериментам Осгуда и Боусфилда. Без влияния речи наше мышление было бы конкретным и ситуативным; благодаря системе символов языка мышление поднимается над конкретными образами. С помощью понятий, хранящихся в нашей памяти, достигается абстрагирование от ситуативных факторов. В необходимых случаях накопленный опыт активизируется: в будущем мы можем мысленно предвосхищать наступающие процессы на основе опыта, закодированного с помощью речи.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Наблюдение за игровой деятельностью детей
Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей. Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности. В процессе наблюдения нами отмеча ...

Опытно-экспериментальная работы по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях
Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе. Разные виды деятельности предусматривают освоение каждым дошкольником духовного наследия предыдущих поколений. Задачи: 1. Разработаны диагностику и диагностический инструментарий по изучению уровня освоения культурных традиций. ...

Требования к отчету по преддипломной практике
Во время прохождения практики студент составляет подробный отчет о практике. Объем отчета, ориентировочно, включая схемы, графики, образцы документов и фрагменты необходимых программ должен составлять порядка 30 стр. Отчет должен содержать следующие разделы: описание информационных потоков производ ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru