Золотая педагогика

Типологический отбор исследуемых

Страница 1

Допустим, необходимо изучить эффективность нового метода развития силы. Для эксперимента потребуется сформировать две группы исследуемых, предположим, по 10 человек. Однако судить об эффективности нового метода позволительно будет только в том случае, если удастся уравнять исходные уровни развития силы. Достичь этого можно тремя путями.

Подобрать 20 человек с одинаковым уровнем развития силы (разумеется, остальные характеристики также должны быть одинаковыми, т. е. пол, возраст, спортивный разряд и т.п.). В организационном отношении это сделать очень трудно, а иногда невозможно (например, при исследовании спортсменов высокой квалификации).

Подобрать людей с примерно одинаковым уровнем развития силы, но прирост ее оценивать не в абсолютных, а в относительных (процентных) показателях. В организационном отношении отобрать таких людей не составит больших трудностей, но при анализе результатов могут возникнуть осложнения. Дело в том, что ценность прироста результатов в этом случае зависит от исходного уровня показателей силы: чем выше он был, тем больше ценность прироста. Поэтому надо будет рассчитать сравнительную ценность прироста результата у каждого исследуемого. Например, специалисты по спринту считают (З. Шенке, 1973), что улучшение результата в беге на 100 м с 10,1 до 10,0 сек. можно приравнять к улучшению результата с 12,0 до 11,0 сек., а сокращение времени бега с 10,0 до 9,9 сек. соответствует улучшению результата с 20,0 до 11,0 сек. Следовательно, в первом случае 0,1 сек. приравнивается к 1,0 сек., а во втором случае - к 9,0 сек.

Подобрать равноценные пары в каждую из сравниваемых групп. При этом следует учитывать идентичные исходные данные на уравниваемой основе. В нашем примере - в одной из групп спортсмену с определенными силовыми показателями подобрать в другой группе спортсмена с такими же данными. Схематично это может быть представлено следующим образом.

По схеме видно, что I должен быть обязательно равен по исходному силовому показателю с 1-м, но может быть различен со II, III-м и т. д., со 2, 3-м и т. д. В то же время средние исходные уровни показателей в обеих группах будут одинаковыми.

Экспериментальная группа Контрольная группа

I = 1

II = 2

III = 3

Подобное уравнивание называется уравниванием на одной основе и в организационном отношении не принесет больших осложнений. Приведенный пример является наиболее простым случаем уравнивания. Однако задачи эксперимента могут потребовать уравнивания на двух, трех основах. Такая необходимость возникает, например, при изучении комплексного развития двигательных качеств, допустим, силы, выносливости и быстроты. В этом случае комплектование опытных групп путем уравнивания основ может иметь несколько вариантов.

1-й вариант. Каждому исследуемому экспериментальной группы подбирают в пару другого, равного по силе, выносливости и быстроте (по схеме 1=1). Вариант наиболее предпочтительный, так как позволяет точнее проследить взаимодействие двигательных качеств, но очень трудный в организационном отношении из-за подбора равноценных исследуемых.

2-й вариант. Каждому исследуемому экспериментальной группы подбирают в пару несколько таких, из которых один равен ему по силе, второй - по выносливости, третий - по быстроте (например, по силе 1=1, по выносливости 1=3, по быстроте 1=9). Сочетания могут быть самые разнообразные, включая и такие, при которых уравнивание произойдет и на двух и на трех основах.

3-й вариант. Из числа исследуемых, уравненных на первой основе, кому-то не найдется пары для уравнивания на второй или третьей основе. В результате придется или вводить дополнительные лица (разумеется, с соблюдением всех перечисленных требований) или исключать из эксперимента тех, которых невозможно уравнять на трех основах.

Уравнивание на второй и третьей основах представлено в следующей схеме (приведен один из возможных случаев). Ее следует читать как продолжение предыдущей схемы.

Уравнивание

На второй основе на третьей основе

I = 3 I = 9

II = 6 II = 3

III = 4 III ≠

IV ≠

V = 7 V = 2

VI = 9 VI = 4

VII = 5 VII = 6

VIII = 10 VIII = 5

IX ≠

X = 2 X ≠

Выбыли Выбыли

IV, IX, 1, 8 III, X, 7, 10

Таким образом, уравнивание опытных групп более чем на одной основе неизбежно приводит к сокращению числа исследуемых. В нашем примере попытки уравнять исследуемых и по силе и по выносливости привели к потере двух пар; введение же третьего показателя (быстроты) привело к потере еще двух пар. Все это следует предусматривать, определяя количественный состав опытных групп.

Итак, при отборе исследуемых необходимо стремиться к максимальному уравниванию их характеристик. Однако подобное требование нельзя расценивать как доказательство возможности полного уравнивания. Действительно, можно уравнять возраст, пол, в какой-то мере - уровень физической подготовленности и т. и., но нельзя уравнять интеллект человека, его характер, настроение, с которым он пришел на исследование. Таким образом, любой исследователь при комплектовании опытных групп должен руководствоваться формулой: все, что может быть уравнено, должно быть уравнено.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста
Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ...

Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях
В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности. Н. Непомнящая к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широ ...

Психолого-педагогическое обоснование использования наглядного метода обучения
Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда ч ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru