Золотая педагогика

Выявление нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта

Страница 1

Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек.

Цель практического исследования - изучить особенности графомоторных навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями и привести приемы коррекции графомоторных навыков.

В процессе исследования использовались следующие методики: методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника" (списывание), методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку" (диктант), а так же наблюдение за состоянием графомоторных навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями.

Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графомоторных навыков учеников (от высокого до очень низкого уровня).

Методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника"

Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.

Выполнение: Ученикам предлагался текст из учебника по русскому языку.

Тексты для списывания

Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Юля и Лёва открыли окна. Дежурные Яна и Саша убирают класс.

Оценка результата:

Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;

Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.

Методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку"

Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.

Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.

Текст диктанта

Зима.

Вот зима. Выпал пушистый снег. На улице мороз. Дети бегут на горку. С ними пес Рыжик.

Оценка результата:

Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;

Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.

Метод "Наблюдение за состоянием графомоторных навыков письма учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями"

Цель: оценить состояние графомоторных навыков умственно отсталых учеников, а так же навыков самоконтроля.

Выполнение: Осуществлялось наблюдение за графическими навыками учеников. Обращалось внимание на умение правильно держать ручку, ориентироваться на разлинованной поверхности страницы. Изучался темп деятельности, умение осуществлять самоконтроль (двигательный и зрительный) в процессе письма под диктовку и с образца.

Оценка результата:

Высокий уровень - 4 балла - ученик уверенно и точно воссоздает графические образы, воспринимаемые зрительно и на слух; ориентируется на тетрадном листе; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла - ведущей рукой действует в целом уверенно; хорошо ориентируется на тетрадном листе; графические образы зрительно и на слух воспринимает с незначительными искажениям; темп деятельности средний.

Низкий уровень - 2 балла - ведущая рука действует с напряжением, скованно; ориентировка на листе слабая; страдает самоконтроль; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень - 1 балл - затрачивается много энергии и сил при воссоздании графического образа буквы; ориентировка на листе слабая; сильно страдает самоконтроль; темп деятельности очень низкий.

Данные диагностических процедур оформлялись в протоколы исследования и проводился качественный и количественный анализ результатов исследования.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Условия формирования семейного физического воспитания
Правильно организованное физическое воспитание в семье, выступая как условие и фундамент психофизического благополучия ребенка, в свою очередь зависит от ряда объективных и субъективных условий. В науке и практике физического воспитания выделены условия, обязательное соблюдение которых обеспечивает ...

Сущность работы социального педагога в образовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите ...

Физическое воспитание – одна из важных сторон гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста
В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru