Золотая педагогика

Основные периоды психического развития ребенка

Страница 1

В истории детской психологии можно отметить немало попыток создать возрастную периодизацию психического развития ребенка. Оригинальное понимание этой проблемы было разработано в свое время Л.С. Выготским.

Во-первых, он справедливо полагал, что периодизацию психического развития необходимо проводить сообразно сущности этого процесса "…Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повторы в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами.

Во-вторых, возрастную периодизацию необходимо строить, прежде всего учитывая изменения целостной личности ребенка. "Личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем состоянии, законами изменения этого целого определяется движение каждой его части".

В-третьих, целостная деятельность ребенка, специфичная для каждого его возраста, определяет те изменения в психике, которые впервые в этом возрасте возникают "…и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".

Эти впервые возникающие в том или ином возрасте психические изменения в психике были названы Л.С. Выготским новообразованиями. "Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты… должны служить новообразования". И далее: "…На каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе". С понятием "новообразование" Л.С. Выготский связывал новый тип деятельности ребенка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые в данном возрасте.

А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин развели в новообразованиях новый тип деятельности и центральные психические изменения, впервые возникшие в форме этой деятельности (поэтому к психическим новообразованиям того или иного возраста целесообразно относить лишь эти центральные изменения). Такое разведение позволило более четко определить существенно разные функции смены типов деятельности и соответствующих психических изменений в совокупном психическом развитии ребенка: основой развития является смена типа деятельности, смена, которая затем целостно определяет становление новых психических образований. Поэтому тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван ведущим.

Согласно А.Е. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки:

1) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период;

2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности;

3) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы .

Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или "ущемлены" другие виды деятельности. Например, известно, что для дошкольника ведущая деятельность - игра. Но в дошкольный период жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте - их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры. Хотя игровая деятельность свойственная детям и других возрастных периодов, однако ведущим и определяющим типом деятельности в этих периодах она не является (так, для младших школьников ведущей будет уже учебная деятельность).

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Уровни образования. Особенности организации и финансирования образования
Образовательная система Республики Кореи включает: дошкольные учреждения и детские сады, срок обучения в которых составляет от одного до трех лет; шестилетние начальные школы; трехлетние средние школы; трехлетние средние школы повышенной ступени; колледжи и университеты со сроком обучения в четыре ...

Динамика физической подготовленности детей 6 лет в процессе педагогического эксперимента
Анализ достоверности внутригрупповых различий физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, осуществляемый по интегральным показателям, позволил выявить следующее (табл. 6). По количеству и уровню достоверно изменившихся показателей за учебный год выявлено преимущество дете ...

Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики в школе для детей с нарушением интеллекта
Занятиям ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru