Рассмотрим периодизацию детства, которая была разработана Д.Б. Элькониным на основе трудов Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Эта периодизация соответствует тому общему характеру психического развития детей, отдельные стороны которого уже находят воплощение в условиях воспитания и обучения. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка:
1. Непосредственно эмоциональное общение присуще ребенку от рождения до года. Внутри него у ребенка формируется потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, хватание как основа человеческих действий с вещами, ряд перцептивных действий.
2. Предметно-манипулятивная деятельность является ведущей для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность, ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действия с вещами; у него возникает речь, смысловое обозначение вещей и т.д.
3. Игровая деятельность наиболее доминирует у ребенка от 3 до 6 лет. В процессе ее осуществления у него формируется воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий; происходит выделение в них моментов соподчинения и управления, а также складываются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них.
4. Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
5. Целостная общественно полезная деятельность в качестве ведущей присуща детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, спортивная и т.п. В процессе осуществления этих видов деятельности у подростков возникает стремление участвовать в любой общественно необходимой работе, появляется рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего "я", то есть самосознание.
6. Учебно-профессиональная деятельность характерна для старшеклассников и учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря ей у них формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы и элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы и т.д.
Отдельные типы ведущей деятельности нельзя сформировать у ребенка в произвольной последовательности. Так, полноценная трудовая деятельность может сложиться лишь на основе игровой и учебной, а учебная деятельность - только на основе игровой, поскольку учение направлено, в частности, на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка сравнительно развитого воображения, формирующегося в игре.
Возникает вопрос: почему последовательность ведущих типов деятельности, определяющих выделение основных периодов детства, совпадает с расчленением образования на соответствующие ступени? Если рассматривать структуру образования как такую систему, которая ориентируется на исторически складывающийся опыт психического развития детей и которая вместе с тем направляет это развитие, то существенного расхождения между периодизацией психического развития детей и расчленения ступеней образования и воспитания не должно быть. Учитывая этот момент, Л.С. Выготский (7) в свое время справедливо отметил: "… Так как процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а само разделение воспитания на ступени опирается на огромный практический опыт, то естественно, что расчленение детства по педагогическому принципу чрезвычайно близко подводит нас к истинному расчленению детства на отдельные периоды".
Образование, педагогика, воспитание:
Воспитание нравственных чувств у детей,как средство
подготовки детей к обучению в школе
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и ...
Значение и роль дидактических игр на уроке математики
Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.). Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое вн ...
Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравст ...