Золотая педагогика

Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха

Другое о педагогике » Анализ коррекционных приемов и методов обучения чтению для слабослышащих детей » Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха

Страница 2

Творческое и гибкое мышление связано с владением речью. Усложнение мыслительной деятельности ребенка благодаря его возрастающей речевой компетенции пытались доказать в своих многочисленных исследованиях и экспериментах Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. В то время как Ж. Пиаже рассматривал формирование речи в зависимости от степени когнитивного развития, советская психология речи подчеркивала, ссылаясь на Л.С. Выготского, фундаментальное ее значение для развития мышления и поведения ребенка. У Выготского в фило- и онтогенезе мышление и речь имеют различные корни. Тем не менее развиваются они в процессе межчеловеческого общения, причем первоначально конкретное и эгоцентрическое мышление качественно изменяется в различных отношениях. Основополагающие идеи школы Л.С. Выготского о влиянии речи на мышление представлены в следующих фундаментальных положениях, сформулированных А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович.

1. Овладевая общением на основе речи, ребенок усваивает символизированные в ней социальные формы мышления и поведения, которые влияют на структурирование индивидуального мышления. В экспериментальных исследованиях, моделирующих поведение ребенка в проблемной ситуации, Выготский описал процесс интериоризации социальных схем мышления с помощью речи. В проблемных ситуациях ребенок обращается к самому себе, причем его эгоцентрическая речь обретает функцию управления поведением (вербализация как самой проблемы, так и возможностей ее решения). В этом разговоре с самим собой проявляются и социальный аспект, и логические схемы мышления. При дальнейшем развитии эгоцентрическая речь все больше и больше сворачивается, пока, наконец, не прекратится. Этот период означает переход речевых схем во внутренний мыслительный план. С помощью речи, отражающей социальный характер мышления и сложные логические операции, формируются понятия, осуществляется управление внутренними психическими процессами. Речь выполняет по отношению к мышлению функции произвольной регуляции и управления.

2. Под влиянием речи как второй сигнальной системы реорганизуются все познавательные процессы ребенка, формируются высшие формы внимания, памяти, воображения, мышления и действия. С помощью речи, в которой зафиксированы способы видения и анализа мира, ребенок осознает сложные связи между воспринятыми явлениями, что ведет к изменению восприятия им предметов окружающего мира. Благодаря речи происходит развитие самосознания человека от нерасчлененного восприятия до обобщенного рационального понимания.

3. Ребенок (подросток) приобретает способность управлять своим поведением благодаря интериоризации вербальных инструкций из речи взрослых людей и поступать в соответствии с социальными нормами. Он учится определять цели своего поведения и средства для их достижения.

4. Благодаря речи восприятие и память получают новые качественные особенности, потому что ребенок через вербальное обозначение предмета учится различать его важные признаки и восприятие (осознание) объекта становится более осмысленным и продолжительным.

В европейской традиции исследований языка и речи на передний план ставились символический характер речи и ее культурные функции. До недавнего времени основной задачей и предметом научного интереса современного языкознания было развитие грамматических моделей, направленное на изучение языка как структурированной системы. В зарубежной психологии речи преобладали познавательные вопросы, связанные с рассмотрением влияния речи на внутренние психические процессы как исходный пункт преимущественно эмпирических исследований.

Благодаря усилению внимания к речи как к коммуникативному инструменту в последние десятилетия повысилось понимание роли речи в эмоциональном и социальном развитии маленького ребенка. Вследствие этого современной теорией коммуникации было выявлено и исследовано значение паралингвистических признаков, эффективных в коммуникативном процессе и существенно его определяющих.

Принимая во внимание положение глухого ребенка, можно утверждать, что выразительная сторона речи имеет большое значение для его эмоционального и социального развития. С точки зрения эмоциональности паралингвистические признаки голоса человека первыми оказывают воздействие на коммуникативные процессы в раннем возрасте. Уже задолго до того, как ребенок начнет понимать речь как систему символов, он получает из вида и способа (манеры) общения с ним информацию, которая оказывает влияние на его поведение. Голос матери звучит, например, спокойно или назидательно, выражает утешение, осуждение, радость или печаль.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...

Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии применяются на уроках как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Но в нашей работе мы рассмотрим подробно игровые технологии в младшем школьном возрасте. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. ...

Основные принципы внеклассной работы
Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экол ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru