Основными задачами музыкального воспитания являются следующие (Радынова О.П.):
развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. Их решение зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т.д.;
учить не только воспринимать, слушать музыку, но и слышать ее.
Манакова И.П. и Салмина Н.Т. основной задачей обучения музыке как предмету эстетического цикла определяют - воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир, в процессе непосредственного, а затем и опосредованного произведениями искусства взаимодействия переживать различные явления и события, осознавать и выражать свое отношение ко всему происходящему. Влияние музыки на развитие личности огромно благодаря ее специфическим возможностям воздействовать на сферу чувств, внутренний мир человека. Но для того, чтобы музыка стала для человека личностно значимой, приобрела личностный характер, смысл (только в этом случае она выполняет свою воспитательную функцию), необходимо уметь понимать, воспринимать ее идейно-образный и нравственный потенциал.
Также очень важно формировать эстетическое отношение к действительности.
Методы и приемы музыкального воспитания детей рассмотрена в специальной литературе, среди них называются:
1. Педагогические методы.
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия методы воспитания и обучения. Нет единой, общепринятой классификации методов.
В дошкольной педагогике, в том числе музыкальной, процесс воспитания понимается в широком смысле (включающим обучение).
Определение понятия метод давалось по-разному: как путь для достижения цели, как способы работы учителя и учеников. В современной не педагогике скорректировано понимание методов воспитания и обучения. Они рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач образования, воспитания и развития учащихся.
Методы состоят из более частных приемов, которые конкретизируют, детализируют их. Радынова О.П. предлагает рассмотреть несколько различных классификаций педагогических методов. Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.
Другой подход строится на основе нарастания проблемности в обучении. Известные дидакты Лернер И.Я. и Скаткин М.Н. предложили свою классификацию методов: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (частично-поисковый), исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод не содержит элементы проблемности. Он предполагает сообщение учащимся определенных сведений, объяснений, рассказ.
Репродуктивный метод применяется для закрепления усвоенного. Воспроизведение (репродуктирование) предполагает повторение. В зависимости от учебных задач этот метод может или содержать элементы проблемности или нет. Различаются задания двух уровней: выполнение заданий по образцу, выполнение вариативных заданий.
Метод проблемного изложения активизирует мыслительную деятельность учащихся. Педагог формирует проблему и сам решает ее, показывая
различные пути достижения цели. Ученики следят за ходом рассуждения учителя, задают вопросы.
Эвристический (частично поисковый) метод предполагает постановку проблемы и частичное ее решение с помощью учащихся. Ученики побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам.
Исследовательский метод предполагает самостоятельное решение учащимися поставленных перед ними проблем. Включает в себя постановку гипотезы, формулировка выводов, осуществляется без участия педагогов, но под его руководством.
Радынова О.П. отмечает, что источники передачи и восприятия опыта остаются теме же (наглядный, словесный, практичный), меняется степень проблемности способов деятельности учителя и учеников.
Образование, педагогика, воспитание:
Сущность педагогического общения
Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников из ...
Дидактические материалы и методика их использования
Дидактические материалы подразделяются на: а) фабричные (самостоятельные и контрольные работы по 4-6 вариантам); б) самодельные: карточки для индивидуальной работы (для сильных и слабых учеников), карточки для фронтальной работы, карточки для устного счёта. Назначение “Дидактических материалов”: по ...
Формирование устной речи у неслышащих детей
Как сказано выше слышащий ребенок, усваивая устную речь, располагает для этого определенной сенсорной базой (чувствительной основой), позволяющей ему воспринимать речь из вне и контролировать собственное произношение. При этом особо важная роль, как указывалось выше, принадлежит слуховому анализато ...