Золотая педагогика

Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Другое о педагогике » Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования » Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Страница 3

Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление "живого" звучания и аудио записи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают между собой произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т.д.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию.

Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух, трех картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два, три музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке и т.д.

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным.

Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В беседе с детьми о музыке важно определить характер, настроение, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ. Яркая, живая речь учителя и учащихся на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одно из направлений беседы - характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики эмоционально-образного содержания музыки - это слова-качества, прилагательные. Включение в программу музыкального воспитания такой науки, как орфоэпия, разъясняя новые слова-образцы, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых.

Применение сказочного сюжета - знакомого, незнакомого, сочиненного детьми самостоятельно - объединяет занятие (или его часть) сюжетной конвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия раскрывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, манера его общения с учащимися. Эмоциональная окраска речи способна вызвать и поддерживать интерес к музыке.

Словесный метод может быть в той или иной степени проблемным, если он побуждает детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Теория игры. Виды игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувств ...

Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мыш ...

Критерий Коши равномерной сходимости функционального ряда
Теорема 2. Для того чтобы функциональный ряд равномерно сходился на множестве X, необходимо и достаточно, чтобы 0, N, , , N и выполнялось неравенство: . Доказательство 1) Составим разность частичных сумм функционального ряда : . 2) Если будут выполняться неравенства: , то это означает, что последов ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru