Золотая педагогика

Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Другое о педагогике » Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования » Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Страница 5

Какие музыкальные параметры должны задаваться во время импровизации? Следует ли задавать ритмическую структуру или мелодическую линию? Изучение истории музыкального языка показывает особенности метроритмической организации и мелодической линии. Для ранних периодов человеческого музицирования характерна квантитативная организация метра. Неакцентичность, постоянно меняющаяся в зависимости от текста ритмические фигуры - это характеристики собственно детских напевок. Следовательно, вторым необходимым условием для импровизации должна выступить ориентация в процессе проведения музыкальных занятий на квантитативный метр, а, следовательно, текст может и не быть стихотворным.

Также для того, чтобы ребенок творил, импровизировал необходимо формирование положительной мотивации, наличие ситуации успеха, одобрение со стороны педагога и детей.

Импровизация — одна из сложнейших видов детской музыкальной деятельности, в традиционной методике ее часто исключают.

Импровизация - произошло от латинского слова, что в переводе означает «неожиданный». Это исполнение музыкального произведения в момент сочинения. Поэтому импровизация часто имеет аморфную, «текучую» форму. Исторически самый древний вид музицирования.

Уже в 20 годы отечественный музыковед Б.В. Асафьев обращает внимание на то, что процесс детского творчества берет свое начало в заинтересованности продолжить или варьировать знакомые напевы.

В процессе развития ребенка дошкольного возраста происходит спонтанное проявление импровизации. Это может проявляться при рассказывании сказки, при игре с куклами или с товарищами, при повторяющемся ритме движения транспорта и т.д. Такие проявления происходят у детей с богатым по сравнению со сверстниками опытом знакомства с музыкальной действительностью. Таким образом, начало импровизационной деятельности -накопление музыкального опыта ребенка. Творческое начало эффективнее развивается при организации работы целенаправленного обучения приемам творчества (сочинение музыки как ремесло).

Б.Л. Яворский выделял следующие этапы развития музыкального творчества:

1. накопление впечатлений;

2. спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсо-моторных, речевых построениях. Каждое проявление самостоятельного творчества - это попытка создания глубоко прочувствованного образа. Ребенок не сочиняет «на заказ»;

3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и т.д.;

5. музыкальное творчество.

Яворский Б.Л. считал, что при каждом проявление детского творчества следует обращать внимание на средства выразительности музыкального искусства:

- ладовая организация;

- ритмика;

- динамика (динамика силы, динамика темпа);

- динамика развития образа;

- штрихи;

- жанровые связи;

- фактура изложения.

Составлены методические разработки, посвященные развити. Умения импровизировать П.Вейс, И.Микита, Н.Долматов, М.Котляревская-Крафт, А. Артоболевская, Л. Баренбойм и др.

Сюжеты - образно-игровые ситуации,

1 изобразительный момент 2 отображение впечатления.

По мнению Д. Кабалевского импровизация служит развитию слуха, а также развивает творчество ребенка.

Формы импровизации: 1) речевые; 2)инструментальные, 3) ритмические; 4) пластические; 5) изобразительные; 6) вокальные.

Речевые импровизации:

1. досочинять сначала последнее слово, а потом последнюю строчку;

2. параллельное задание - подобрать ритмическую организацию стихотворению. Прочитать стихотворение в ритме марша, в ритме песенки и т.д. Простучать ритм по столу, проиграть на шумящих, ударных инструментах.

Пластические импровизации лучше начинать с программных произведений.

1. Импровизации на музыкальные произведения, имеющие четко обозначенную образную сферу. Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее». Динамика формирования - от простых повторов одного ведущего движения до построения образной картины.

2. Игра на воображаемых инструментах. Гусли, арфа, скрипка, виолончель, барабан и т.д.

3. Сюжетные импровизации. Самая сложная форма импровизаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие и значение преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Процесс преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе представляет собой процесс, способствующий воспитанию социально-активной личности, которая способна решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет государства и права. Являясь одним из основных институтов ...

Сравнительный анализ программ учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях
Разработанная в России стратегия построения государственных образовательных стандартов соответствует Международной конвенции о правах ребенка, опирается на положение Закона РФ "Об образовании". В отличие от школьных государственных образовательных стандартов, которые определяют: обязатель ...

Модели личностно-ориентированной педагогики
С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С. Якиманской, которая считает, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая» (Якиманская И.С 1995). Социа ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru