Какие музыкальные параметры должны задаваться во время импровизации? Следует ли задавать ритмическую структуру или мелодическую линию? Изучение истории музыкального языка показывает особенности метроритмической организации и мелодической линии. Для ранних периодов человеческого музицирования характерна квантитативная организация метра. Неакцентичность, постоянно меняющаяся в зависимости от текста ритмические фигуры - это характеристики собственно детских напевок. Следовательно, вторым необходимым условием для импровизации должна выступить ориентация в процессе проведения музыкальных занятий на квантитативный метр, а, следовательно, текст может и не быть стихотворным.
Также для того, чтобы ребенок творил, импровизировал необходимо формирование положительной мотивации, наличие ситуации успеха, одобрение со стороны педагога и детей.
Импровизация — одна из сложнейших видов детской музыкальной деятельности, в традиционной методике ее часто исключают.
Импровизация - произошло от латинского слова, что в переводе означает «неожиданный». Это исполнение музыкального произведения в момент сочинения. Поэтому импровизация часто имеет аморфную, «текучую» форму. Исторически самый древний вид музицирования.
Уже в 20 годы отечественный музыковед Б.В. Асафьев обращает внимание на то, что процесс детского творчества берет свое начало в заинтересованности продолжить или варьировать знакомые напевы.
В процессе развития ребенка дошкольного возраста происходит спонтанное проявление импровизации. Это может проявляться при рассказывании сказки, при игре с куклами или с товарищами, при повторяющемся ритме движения транспорта и т.д. Такие проявления происходят у детей с богатым по сравнению со сверстниками опытом знакомства с музыкальной действительностью. Таким образом, начало импровизационной деятельности -накопление музыкального опыта ребенка. Творческое начало эффективнее развивается при организации работы целенаправленного обучения приемам творчества (сочинение музыки как ремесло).
Б.Л. Яворский выделял следующие этапы развития музыкального творчества:
1. накопление впечатлений;
2. спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсо-моторных, речевых построениях. Каждое проявление самостоятельного творчества - это попытка создания глубоко прочувствованного образа. Ребенок не сочиняет «на заказ»;
3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
4. создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и т.д.;
5. музыкальное творчество.
Яворский Б.Л. считал, что при каждом проявление детского творчества следует обращать внимание на средства выразительности музыкального искусства:
- ладовая организация;
- ритмика;
- динамика (динамика силы, динамика темпа);
- динамика развития образа;
- штрихи;
- жанровые связи;
- фактура изложения.
Составлены методические разработки, посвященные развити. Умения импровизировать П.Вейс, И.Микита, Н.Долматов, М.Котляревская-Крафт, А. Артоболевская, Л. Баренбойм и др.
Сюжеты - образно-игровые ситуации,
1 изобразительный момент 2 отображение впечатления.
По мнению Д. Кабалевского импровизация служит развитию слуха, а также развивает творчество ребенка.
Формы импровизации: 1) речевые; 2)инструментальные, 3) ритмические; 4) пластические; 5) изобразительные; 6) вокальные.
Речевые импровизации:
1. досочинять сначала последнее слово, а потом последнюю строчку;
2. параллельное задание - подобрать ритмическую организацию стихотворению. Прочитать стихотворение в ритме марша, в ритме песенки и т.д. Простучать ритм по столу, проиграть на шумящих, ударных инструментах.
Пластические импровизации лучше начинать с программных произведений.
1. Импровизации на музыкальные произведения, имеющие четко обозначенную образную сферу. Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее». Динамика формирования - от простых повторов одного ведущего движения до построения образной картины.
2. Игра на воображаемых инструментах. Гусли, арфа, скрипка, виолончель, барабан и т.д.
3. Сюжетные импровизации. Самая сложная форма импровизаций.
Образование, педагогика, воспитание:
Современные подходы к организации наглядного метода
обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...
Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
Познание изучается рядом научных дисциплин. Эталоны и нормы познания, их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность познания, взаимоотношение познания и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, искусства) изучаются в специальном разделе философии – теории позн ...
Цели современного образования. Современные образовательные парадигмы
Учебные цели Выявление мнений различных социальных групп применительно к целям высшего образования. Изучение сущности традиционной и гуманистической образовательных парадигм. Определение своего места в парадигмальном пространстве. Отводимое время – 2 часа Структура занятия Вступительное слово. Ввод ...