Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструмента:; и освоение кх детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).
Практический метод, так же как и другие методы музыкального воспитания, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуется прямой показ способов действий, передача практического опыта педагогом детям. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию.
Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты. Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки.
Создание подобных проблемных ситуаций на занятиях помогают развитию самостоятельности, дают толчок к импровизации, самоактуализации творческой личности. Прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности, -с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, творческую направленность, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.
Выбор методов и приемов зависит от возраста детей. В работе с детьми школьного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.
Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами -наглядным и словесным. На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает к творческим поискам. Творческое, развивающее обучение и воспитание предполагает вариативность применения методов.
Выбор методов определяет задачи музыкального воспитания, проявления интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, этапы работы над музыкальным произведением.
Процессе музыкального воспитания происходит с результате организации различных видов музыкальной деятельности.
Процесс музыкального развития детей создает одно из необходимых условий формирования личности - возможность творческого самовыражения.
Мы выделяем 8 видов детской музыкальной деятельности - пение, прослушивание музыки, танец, ритмика, физкультурные занятия под музыку, импровизация, орфоэпия, игра на детских музыкальных инструментах. Все они призваны формировать музыкальный слух, развивать творческую активность.
Импровизация является одной из самых интересных и трудноформируемых аспектов музыкальной активности ребенка. С одной стороны - это возможность творчески переосмыслить собственные музыкальные жизненные впечатления, с другой - самовыразиться в эмоционально окрашенных, озвученных образах. Припевание, исполнение внезапно появившихся мелодий - необходимый атрибут детских игр. "Припевать" также свойственно ребенку, как рисовать. Но спонтанное музицирование имеет не только музыкальные корни. Процесс детского творчества на данном этапе развития пользуется синкретическим языком, объединяющим исторически сложившееся мусическое триединство - слово, музыка, жест. Музыкальное озвучивание создаваемого в игре образа - это эмоциональная "раскраска". Таким образом, участие слова в процессе музыкальной импровизации ребенка создает необходимый смысловой и динамический каркас.
Образование, педагогика, воспитание:
Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции
В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного общества в личности интеллектуальной, творческой,способной к преобразованию окружающей действительности, к самоорганизации, ...
Организация внеклассной работы
Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком — на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления. На общем собрании чле ...
Формирование межкультурной компетенции учащихся как актуальная
социально-педагогическая проблема
В основе богатства человеческой цивилизации лежит многообразие культур и языков, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. В современном мире проблема взаимопонимания становится очень важной с развитием политических, экономических, научно-технических и культурных связей. Все боль ...