Золотая педагогика

Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Другое о педагогике » Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования » Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Страница 4

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструмента:; и освоение кх детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

Практический метод, так же как и другие методы музыкального воспитания, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуется прямой показ способов действий, передача практического опыта педагогом детям. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию.

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты. Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки.

Создание подобных проблемных ситуаций на занятиях помогают развитию самостоятельности, дают толчок к импровизации, самоактуализации творческой личности. Прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности, -с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, творческую направленность, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.

Выбор методов и приемов зависит от возраста детей. В работе с детьми школьного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами -наглядным и словесным. На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает к творческим поискам. Творческое, развивающее обучение и воспитание предполагает вариативность применения методов.

Выбор методов определяет задачи музыкального воспитания, проявления интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, этапы работы над музыкальным произведением.

Процессе музыкального воспитания происходит с результате организации различных видов музыкальной деятельности.

Процесс музыкального развития детей создает одно из необходимых условий формирования личности - возможность творческого самовыражения.

Мы выделяем 8 видов детской музыкальной деятельности - пение, прослушивание музыки, танец, ритмика, физкультурные занятия под музыку, импровизация, орфоэпия, игра на детских музыкальных инструментах. Все они призваны формировать музыкальный слух, развивать творческую активность.

Импровизация является одной из самых интересных и трудноформируемых аспектов музыкальной активности ребенка. С одной стороны - это возможность творчески переосмыслить собственные музыкальные жизненные впечатления, с другой - самовыразиться в эмоционально окрашенных, озвученных образах. Припевание, исполнение внезапно появившихся мелодий - необходимый атрибут детских игр. "Припевать" также свойственно ребенку, как рисовать. Но спонтанное музицирование имеет не только музыкальные корни. Процесс детского творчества на данном этапе развития пользуется синкретическим языком, объединяющим исторически сложившееся мусическое триединство - слово, музыка, жест. Музыкальное озвучивание создаваемого в игре образа - это эмоциональная "раскраска". Таким образом, участие слова в процессе музыкальной импровизации ребенка создает необходимый смысловой и динамический каркас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...

Психологические, лингвистические характеристики развития связной речи дошкольников
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.А. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной реч ...

Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения
Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей. На наш взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам: - разные стартовые возможности детей; - раз ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru