Методическая подготовка:
- какой образ по своему эмоциональному строю уместен для пластического воплощения;
- ввести в образную сферу музыкального произведения;
- динамика от индивидуальной к коллективной, от коллективной к индивидуальной. Подумать, при каком сюжет индивидуальная или коллективная работа превалирует.
Инструментальные импровизации. На первом этапе используются простейшие музыкальные инструменты. Изучение природы появления звука - от шумящих коробочек; звучащих предметов; звучащее стекло, натянутая тетива. Ударные инструменты и инструменты, строящие звуковой ряд. Духовые инструменты, струнные инструменты.
Этапы:
1. Нахождение остинатного повторения ритма.
2. Нахождение «своего» звукового поля. Нахождение методического отрезка, соответствующего твоему инструменту.
3. Гармоническая организация - нахождение простейшей гармонии. Инструментальные импровизации представляют большие возможности для музыкальной диагностики.
Изобразительные импровизации. Форма интегрированного занятия. Сложное задание - перенос средств выразительности музыки на изобразительный язык.
1. Один образ — методически рассмотреть, какая ведущая характеристика музыкального образа и каким средством выразительности эта черта передана - ритм, тембр, лад и т.д. Какое средство выразительности в изобразительном творчестве является соответствующим. Тембр - краска, ритм -орнаментальность и т.д. Направление мелодии.
2. Два образа и несколько. В каком отношении образы находятся. Как идет сюжетное развитие? Какие средства музыкальной выразительности соответствуют изобразительному языку? Какие приемы формообразования применены.
Вокальные импровизации. Д.Кабалевский предупреждал против замыкания в тональной организации. Этот тип ладо-тональных отношений сложился достаточно поздно исторически и не является еще свойственным дошкольному возрасту. Поэтому кроме тонально оформленных мелодических формул, следует использовать и ладовые попевки, а также вопросительные, тонально незавершенные музыкальные формулы. Динамика:
1. ладовые попевки;
2. тонально оформленные и вопросительные музыкальные мелодии. Примеры вокальных импровизаций:
а) «Озвучивание имен». Музыкант пропевает музыкальное обращение: «Назови свое имя. Как тебя зовут?». Должен последовать музыкальный ответ. Обратить внимание на то, что есть полное имя и краткое. У каждого имени своя музыкальная формула. Требование к интонационной выразительности. Записать имя на доске, разделяя на слоги. Указать ударные слоги. Показать графическими средствами долготу звуков. Далее использовать нотную запись. Указания динамики.
б) Вопросы - ответы. Между руководителем и группой. Между руководителем и ребенком-солистом. Между солистом и детьми.
Вопросы базируются на жизни группы, на жизни ребенка. Музыкальный руководитель играет ведущую роль, он вносит разнообразие в мелодические формулы, интонационный строй, ладовую окраску и т.д. Вносить ритмическое разнообразие.
в) Завершение мелодии. Завершить мелодию, пропетую музыкантом-руководителем. Сначала берутся музыкальные темы из знакомых произведений. Детский фольклор. Разученный репертуар. Музыка окружающего мира (рекламное сопровождение, песенки детских передач и т.д.)
г) сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив.
Разыгрывание песен с сюжетным содержанием. Выразительно прочитывается текст, определяется характер, настроение и поведение действующих лиц. Какие характеристики станут ведущими в твоем отрывке? Запев исполняют солисты, а припев исполняется всем хором. Движения, мимика, танцевальные па, движения с предметами. Навыки двухголосного пения. Наиболее легкие - медведь держит тон основной и т.д.
Музыкальный театр. Наиболее полно методические приемы организации детского музыкального импровизационного театра воплощены в работе К.Орфа «Давай Напишем оперу» начинается с написания сюжета и разделения ролей. Определение характеристик действующих лиц, их взаимодействие. Внимание к костюмам, гриму, движениям и т.д. Заключительный этап импровизации - нотировка всего музыкального материала.
Следующий вид детской музыкальной деятельности - хоровое пение, которое является коллективным видом исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Образование, педагогика, воспитание:
Проектирование и изготовление ветряка
Требования к ветряку. Ветродвигатель должен работать при слабом порыве ветра. Ветряк должен работать при постоянных переменах направления ветра. Лопасти ветродвигателя должны быть изготовлены из тонкого, легкого, упругого материала. Лопасти должны иметь дугообразную форму. Ветродвигатель должен быт ...
Вхождение России в болонский процесс
Учебные цели 1. Понимать актуальность присоединения России к единому европейскому образовательному стандарту; 2. Знать основные проблемы вступления России в Болонский процесс; 3. Знать основные направления модернизации отечественной высшей школы в связи с Болонским процессом; Отводимое время – 2 ча ...
Методическая типология грамматического материала
Вопросы ознакомления обучающихся с новым языковым материалом тесно связаны с проблемой типологии материала и его методической организацией. Важность методической типологии языкового материала объясняется стремлением рационализировать педагогический процесс, повысить его эффективность. Группировка я ...