Золотая педагогика

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения

Страница 1

Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, происходящие с невероятной быстротой глобальные информационные, технические, экономические и политические изменения на фоне развивающегося экологического кризиса. Обостряются базовые, фундаментальные противоречия между человеком и природой, человеком и техническим прогрессом, человеком и социально-политическим устройством, количество противоречий в жизнедеятельности человека постоянно нарастает, и соответственно растут психические нагрузки. Постоянно изменяющиеся, нестабильные условия существования в условиях экологической, ядерной, военно-политической, информационной и угрозы служат причиной восприятия современным человеком своего существования как стрессового и выступают основой для ухудшения качества его жизни, расстройства здоровья, нарастания страха будущего. Снижение уровня здоровья проявляется в плохой переносимости повседневных психических и физических нагрузок, предъявляемых социально-биологической средой, ранним развитием неврозов, психосоматических и психических заболеваний не только у взрослых, но уже в раннем и детском возрастах. Охрана здоровья – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Здоровье – понятие не только медицинское, но и социальное. Оно является результатом сложнейшего взаимодействия человека с природой и обществом. Всемирная организация здравоохранения, координируя решение проблемы по охране здоровья населения в различных государствах мира, рассматривает здоровье индивидуума не только как отсутствие болезни или физического дефекта, но и как состояние полного благополучия интегральной целостности человека, проявляющейся в оптимальном единстве физического, духовного и социального благополучия в конкретных условиях жизнедеятельности .

Здоровая личность – это цель и результат современного общественного образования. Здоровая личность способна к активной саморегуляции своего поведения, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к проявлению волевых усилий при отказе от вредных привычек. Говоря о здоровой личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал ее способность к творческой самореализации в обществе, к созданию новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной значимостью.

Компоненты здоровья – это основные направления целостного развития человека как индивида, личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности в целом. Центральным компонентом здесь выступает духовно-нравственный компонент. Биологическая природа человека обусловливает физический (соматический) и репродуктивный компоненты здоровья. К ним примыкают эмоциональное и умственное здоровье как самостоятельные компоненты. Мотивационно-волевой аспект психики проявляется в мотивации сохранения здоровья, что связано со смыслом жизни человека, с его духовно-нравственными ценностями, характеризует личностное здоровье. Таким образом, здоровье – это гармоническое единство всех составляющих его компонентов: духовно-нравственного, физического, репродуктивного, эмоционального, умственного, личностного и социального.

Психическая составляющая здоровья, включает: 1) состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее человеку адекватную действительности регуляцию поведения; 2) интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Проблема психического здоровья решается сегодня исследователями самых разных областей науки и практики: медиками, психологами, педагогами, философами, социологами и др. Да и сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две научно-практические области – медицинскую и психологическую. При этом в обеих науках состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), он означает определенный внутренний резерв человека, обеспечивающий преодоление неожиданных стрессов или затруднений, возникающих в исключительных состояниях. В более широком значении психическое здоровье – это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.

Было обнаружено, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты: 1) они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; 2) многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детский период развития проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Основная причина нарушений оказалась связана с неблагоприятной обстановкой в семье и уродливым отношением родителей к детям, хотя генетические факторы также могли играть некоторую роль.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...

Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе
Синонимической работе в школе традиционно уделяется большое внимание. Но анализ методической литературы и опыта работы учителей показывает, что чаще всего это внимание обращается на синонимику глаголов и прилагательных, работа же над синонимикой существительных оказывается по сравнению с ними значи ...

Типологический отбор исследуемых
Допустим, необходимо изучить эффективность нового метода развития силы. Для эксперимента потребуется сформировать две группы исследуемых, предположим, по 10 человек. Однако судить об эффективности нового метода позволительно будет только в том случае, если удастся уравнять исходные уровни развития ...

Навигация по сайту

© 2018 Copyright www.ecsir.ru