Золотая педагогика

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения

Страница 2

И.В. Дубровина в начале 1990-х гг. ввела в научный психологический лексикон новый термин – «психологическое здоровье». Обосновывая его необходимость, она писала: «Если термин «психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов»

Рассматривая проблему психологического здоровья ребенка, И.В. Дубровина подчеркивала: «Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Задача взрослых – педагогов, психологов, родителей – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира». Таким образом, ценность здоровья с развитием общества и общественных отношений становится не просто значимым, а ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде. Особенно остро эти проблемы захватывают российское сообщество, находящееся в условиях переходного периода, который характеризуется обострением социальных противоречий и резким снижением качества жизни большинства населения, что негативно влияет на здоровье, так как индивидуальное здоровье напрямую зависит от тех экономических, социальных и политических процессов, которые происходят в обществе.

Демографические последствия реформационных преобразований выглядят удручающе. Снизилась рождаемость, в 2004 году в России приходилось лишь 132 родившихся ребенка на 100 женщин в репродуктивном возрасте. Чтобы восстановить численность населения страны, российская семья должна иметь троих детей. На фоне низкой рождаемости медики фиксируют возрастание смертности детей: от 40 до 60% детей имеют различные отклонения в психическом развитии. Отмечается высокий процент рождаемости недоношенных и незрелых детей. Каждый второй родившийся ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Ведущая причина – низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, проявляющийся в патологии беременности и родов. Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. Впоследствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функций со стороны центральной нервной системы. Как правило, у таких детей с отягощенным анамнезом отмечается сниженный уровень иммунитета, общая соматическая ослабленность, отклонения в функционировании систем и органов, на основе чего формируется уже в раннем возрасте хроническая патология. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, курение в период беременности влияют на формирование не только нервной, но и биоритмологической системы ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при ритмичном покачивании, «ворковании» или сосании соски. В ходе дальнейшего развития данные нарушения, как правило, проявляются в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность и нервность, гиперактивность и импульсивность, депрессии, аутизм. Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья в старшем возрасте и создает трудности в процессе обучения в школе.

В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 1991 г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...

Применение активных методов обучения на уроках информатике
Тема"Анимация в Power Point" Цель: Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание дисциплинированности, правильностью посадки за ПК. Образовательная: проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные устройства ПК», «Создание презентации», научить применять аним ...

Опытно-экспериментальная работа по обучению самостоятельному чтению иноязычных художественных текстов учащихся старших классов
Разработанная нами научно-обоснованная модель обучения учащихся самостоятельному чтению художественных текстов лингвострановедческого содержания была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в 10 классе школы №.28 Основная цель - проверка выдвинутой гипотезы исследования и определение ст ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru