Золотая педагогика

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения

Страница 2

И.В. Дубровина в начале 1990-х гг. ввела в научный психологический лексикон новый термин – «психологическое здоровье». Обосновывая его необходимость, она писала: «Если термин «психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов»

Рассматривая проблему психологического здоровья ребенка, И.В. Дубровина подчеркивала: «Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Задача взрослых – педагогов, психологов, родителей – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира». Таким образом, ценность здоровья с развитием общества и общественных отношений становится не просто значимым, а ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде. Особенно остро эти проблемы захватывают российское сообщество, находящееся в условиях переходного периода, который характеризуется обострением социальных противоречий и резким снижением качества жизни большинства населения, что негативно влияет на здоровье, так как индивидуальное здоровье напрямую зависит от тех экономических, социальных и политических процессов, которые происходят в обществе.

Демографические последствия реформационных преобразований выглядят удручающе. Снизилась рождаемость, в 2004 году в России приходилось лишь 132 родившихся ребенка на 100 женщин в репродуктивном возрасте. Чтобы восстановить численность населения страны, российская семья должна иметь троих детей. На фоне низкой рождаемости медики фиксируют возрастание смертности детей: от 40 до 60% детей имеют различные отклонения в психическом развитии. Отмечается высокий процент рождаемости недоношенных и незрелых детей. Каждый второй родившийся ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Ведущая причина – низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, проявляющийся в патологии беременности и родов. Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. Впоследствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функций со стороны центральной нервной системы. Как правило, у таких детей с отягощенным анамнезом отмечается сниженный уровень иммунитета, общая соматическая ослабленность, отклонения в функционировании систем и органов, на основе чего формируется уже в раннем возрасте хроническая патология. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, курение в период беременности влияют на формирование не только нервной, но и биоритмологической системы ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при ритмичном покачивании, «ворковании» или сосании соски. В ходе дальнейшего развития данные нарушения, как правило, проявляются в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность и нервность, гиперактивность и импульсивность, депрессии, аутизм. Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья в старшем возрасте и создает трудности в процессе обучения в школе.

В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 1991 г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка
Каждый ребенок обладает одному ему присущими свойствами, которые и создают его индивидуальность. Анализ литературных источников по проблеме приводит к выводу о том, что трудности в общении в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с о ...

Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...

Выборочный метод отбора исследуемых
Несплошное исследование организуется специально, чтобы при определенных условиях, не охватывая всех единиц изучаемого явления, можно было получить такое количество материалов, которое гарантировало бы наибольшую точность выводов по генеральной совокупности. В силу этого несплошное исследование подч ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru