Золотая педагогика

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора

Другое о педагогике » Воспитание у дошкольников чувства юмора средствами художественной литературы » Художественная литература как средство воспитания чувства юмора

Страница 1

Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной.

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма.

У детской литературы есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство – юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. На пути своего развития ребята должны научиться оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать каламбур и веселое звучание поговорки.

Именно со знакомства с фольклором начинается воспитание чувства юмора. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Среди детского фольклора необходимо обратить внимание на такие жанры как прибаутки, небылички, дразнилки, частушки.

Небылички строят комический эффект не на забавных поступках очеловеченных животных, птиц, насекомых, а на путанице реального мира. Здесь на каждом шагу нарушаются естественные отношения жизненных явлений. К.Чуковский удачно назвал их «перевертышами». В своей книге «От 2 до 5» писатель обосновал психологическую, педагогическую и эстетическую целесообразность этой формы детского фольклора.

Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.

Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы.

По ритму и динамизму частушки напоминают многие народные детские песенки. Они служат детям прибаутками, приговорками, считалками и даже перевертышами. В фольклоре много частушек-»нескладух» которые, подобно перевертышам, забавляют слушателей тем, что приписывают людям несвойственные им поступки и действия:

Сшила платье из капусты:

Огурцом отделала,

Рассердилась — платье съела,

Что же я наделала?

В детских частушках, остроумных и мелодичных, особенно популярны темы жизни ребенка, его взаимоотношений со взрослыми, образы животных, птиц и растений.

Говоря о произведениях художественной литературы с точки зрения воспитания юмора, неоценимо творчество таких писателей и поэтов, как К.И.Чуковского, Б. Заходера, Н.Н. Носова, Г.Остера, Э.Успенского, Ю.Мориц, Тима Собакина.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города
В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а так ...

Личностно-ориентированный урок: технология проведения
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит ...

О содержании и форме богослужебных песнопений
В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования. Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно яв ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru