Золотая педагогика

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора

Другое о педагогике » Воспитание у дошкольников чувства юмора средствами художественной литературы » Художественная литература как средство воспитания чувства юмора

Страница 2

Заходер увлеченно обновляет старые сюжеты, ищет новый смысл стершихся выражений, возвращает словам забытые значения. Избитую тему о зазнайстве поэт превращает в злободневную и острособытийную комедию, где действующие лица – буквы алфавита, проучившие самонадеянную букву «Я».

В многочисленных миниатюрах, посвященных животным, он страстно борется с людскими пороками: тупостью, чванством, подхалимством. Философская глубина в сочетании с афористичностью приближает их к народным притчам:

Я,

Конечно,

Пресмыкаюсь,

Но нисколько в том не каюсь,

Ибо тот, кто пресмыкается,

Никогда

Не спотыкается.

Яркий юмористический талант Н.Н.Носова, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1946), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Для рассказов для детей характерны остросюжетность, динамичность, насыщенность комическими ситуациями.

Для дошкольников предназначен сборник рассказов «Веселые истории». В него вошли такие рассказы: «Автомобиль», «Метро», «Замазка», «Саша», «Шурик у дедушки», «Леденец», «Карасик», «Прятки», «Бабушка Дина», «Живая шляпа», «Огородники». В центре рассказов характеры фантазеров, непоседливых и неуемных выдумщиков, которым часто достается за их затеи.

Писатель изображает самые обычные события в жизни детей – поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий. На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий отношение ко всему происходящему героя – мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающее те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, как правило, ведется от первого лица.

Рассказы Носова лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в поступках героев.

«Действительная причина смешного заключается не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях. А коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Н.Носов.

Достоинства веселой книжки определяет множество условий. Любовь к ребенку и «чувство детства». Пылкая эмоциональность и тонкое мастерство слова. Современность в самом широком смысле и своеобразие подхода к сюжету. Определяются эти достоинства и находками в области смешного, и естественностью таких находок, и, что, очень существенно, внутренней нравственной или познавательной наполненностью комического образа.

Рассказы Носова для детей рассчитаны и на взрослого читателя. У книг Носова, как правило, два адреса – ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

Говоря о мастерстве детских писателей, Б.Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал: « От маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни» .

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Выявление уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
Проанализировав теоретическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста, мы разработали методику эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился в период сентябрь - май 2009г. Исследование пр ...

Разработка письменного инструктирования
Письменное инструктирование является одним из методических приемов проведения основной части урока производственного обучения в мастерской. Этот прием позволяет наладить самостоятельную работу учащихся по выполнению учебного задания. Нам известно четыре основных вида документации письменного инстру ...

Дидактические процессы в предмете физическая культура
Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной те ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru