Учебные цели
Выявление мнений различных социальных групп применительно к целям высшего образования.
Изучение сущности традиционной и гуманистической образовательных парадигм.
Определение своего места в парадигмальном пространстве.
Отводимое время – 2 часа
Структура занятия
Вступительное слово. Вводная часть занятия для определения целей, задач, места дисциплины.
Определение целей высшего профессионального образования – ролевая игра
Определение понятия и типов образовательных парадигм.
Определение своего места в парадигмальном пространстве – самоанализ
Домашнее задание и рекомендации по его выполнению –
- составление словаря основных категорий педагогики высшей школы;
- изучение учебного материала по теме «Закономерности и принципы обучения».
Методические рекомендации для изучения материала
В качестве самостоятельного задания предлагается определить свою позицию по отношению к роли преподавателя и студента в процессе обучения. Для этого необходимо ознакомиться с сущностью традиционной (чаще называемой знаниевой) и современной парадигм. Определение данной позиции должно быть аргументированным.
Дидактический материал
Сущность субъект-субъектной парадигмы. В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п.
Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в центре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др. Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:
Сравнение образовательных парадигм
|
Классическая парадигма |
Современная парадигма | |
|
1 |
Основная миссия образования | |
|
Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду |
Обеспечение условий самоопределения и самореализации | |
|
2 |
Человек | |
|
Рассматривается как простая система |
Рассматривается как сложная система | |
|
3 |
Знания | |
|
Как опыт предыдущих поколений – «школа памяти» |
Как предвидение будущего – «школа мышления» | |
|
4 |
Образование | |
|
Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков |
Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры | |
|
5 |
Студент | |
|
Объект педагогического воздействия, обучаемый |
Субъект познавательной деятельности, обучающийся | |
|
6 |
Отношения педагога и студента | |
|
Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого |
Субъект-субъектные, диалогические отношения андрагога и обучающегося | |
|
7 |
Образовательная деятельность | |
|
Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого |
Активная познавательная деятельность обучающегося | |
Образование, педагогика, воспитание:
Опытно-практическая работа с детьми
Уроки изобразительного искусства – это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать ...
Пути и способы объяснения грамматики
Овладение грамматическими средствами должно достигать уровня навыка и проявляться в речи на уровне вторичного творческого уровня. Процесс объяснения соответствует первому этапу формирования грамматических навыков и умений — этапу создания ориентировочной основы действия. Основу для создания системы ...
Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...