Золотая педагогика

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

Другое о педагогике » Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного и эстетического взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юного человека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической, психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функции удовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функции общения. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, и другие.

Изучение природоведения, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь логического постижения законов мира, живой контакт с природой усиливает эмоциональную наполненность ее восприятия; эстетическое восприятие помогает увидеть красоту окружающего мира как закон бытия. Все вместе рождает ощущение единства человека и природы, взаимообусловленность их влияния друг на друга, воспитывает ответственность человека перед миром за свои деяния.

Цель экологического образования дошкольников – формирование осознанного и правильного отношения детей к природе. Оно строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, в том числе животных, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию взаимосвязей в живой и неживой природе. Животные- наиболее интересный и ценный объект для познания детьми раннего возраста, так как они динамичны, интересны.

Программы для детского сада содержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программы нацеливают воспитателей на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы. Основные направления природоведческой культуры на этом этапе – знание и отношения.

Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка, особенно на раннем этапе развития.

Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род».

Наблюдению при ознакомлении с окружающим отводится особое ведущее, место. Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци на первый план выдвигали чувственный опыт как единственный, достоверный источник познания.

Я.А.Коменский говорил «начало познаний всегда вытекает из ощущений…А потому следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: «видимое для восприятия- зрением, слышимое- слухом, запахи обонянием, что можно вкусить- вкусом, доступное осязанию путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» ».

К.Д.Ушинский отмечал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, вообще». И.П.Павлов показал, что физиологической формой чувственного познания является совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного анализаторов. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Воспитатель может обратить внимание на главное в предмете, связь с обозначающими их словами. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребенка с раннего детства следует развивать умение наблюдать, т.е. не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо и детально представить данный образ. Необходимо руководить процессом наблюдения. Оно должно протекать как активная познавательная деятельность детей.

Перед детьми раннего возраста нельзя ставить познавательную задачу в прямой форме, так как они не воспримут ее. Она оформляется в содержание наблюдения, игры, действий, упражнений.

Так как игра ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста, именно в этом виде деятельности наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей.

Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях природоведческого цикла в группах раннего возраста помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

В связи с этим нами поставлена цель:

Рассмотреть значение дидактических игр и методику их использования на занятиях природоведческого цикла в группах раннего возраста для формирования представлений о домашних животных.

Объект нашего исследования: процесс формирования представлений о домашних животных у детей 3 года жизни.

Предмет: дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста.

Изучение методической и научной литературы, анализ опыта педагогов и методистов, а также нашей работы в детском саду с группой раннего возраста позволили сформулировать

Гипотезу исследования: активное формирование представлений о домашних животных у детей раннего возраста происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.

Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:

1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей раннего дошкольного возраста;

2. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей применения дидактических игр для формирования представлений о домашних животных

3. Разработать комплекс дидактических игр для формирования у детей раннего возраста представлений о домашних животных.

4. Сделать вывод о полезности использования дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста.

Методологической основой исследования является теория соответствия деятельности и психических функций человека (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), теория познания, теория гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта педагогов и методистов и включала в себя определение цели и задачи исследования, проведение констатирующего этапа, обобщение результатов работы, формулирование выводов.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как предпочтительное средство формирования у него экологических представлений.

База практики: МДОУ №20 Тавранкульский детский сад «Ладушки».

Этапы исследования:

1.(октябрь-декабрь)изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе.

2.(январь-март) разработка комплекса дидактических игр по формированию представлений о домашних животных.

3.(март-апрель) оформление и защита курсовой работы.

Образование, педагогика, воспитание:

Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения
Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей. На наш взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам: - разные стартовые возможности детей; - раз ...

Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии применяются на уроках как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Но в нашей работе мы рассмотрим подробно игровые технологии в младшем школьном возрасте. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. ...

Работа с кадрами дошкольного учреждения
Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника и, как следствие, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики. Для более эффективного вза ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru