Золотая педагогика

Функции и средства педагогического общения

Другое о педагогике » Понятие о педагогическом общении » Функции и средства педагогического общения

Страница 1

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности.

Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение – это, прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией – самый трудный, особенно для начинающего учителя аспект педагогической деятельности.

Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.

Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно связаны между собой, это два аспекта единого целого. Речь – это деятельность общения, это язык в действии, или вербальная коммуникация. В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова.

В.А. Сухомлинский считал, что слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника».

В зависимости от цели речь может быть:

- развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания;

- информационной – дает новое представление о предмете;

- воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека;

- убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое – либо положение;

- призывающей к действию.

В педагогической деятельности «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

· правильность (соответствие литературно – языковым нормам(;

· точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

· ясность, простота, логичность, доступность;

· богатство (разнообразие используемых языковых средств);

· образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу над ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

Речь отражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается.

Обмен знаниями в педагогическом общении происходит в монологической и диалогической формах устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и т.д.).

Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией. Переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

Диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно – воспитательных целей, он предлагает выявление (в беседе, дискуссии) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, откровенности.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. Чтобы возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие условия:

1) Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.

2) Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.

3) Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.

4) Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все «коммуникативное пространство».

5) Чаще смотрите в лицо школьнику. Своему собеседнику.

6) Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение.», «Докажите, что я неправ».

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Коммуникативная компетенция как основная цель обучения английскому языку как второму иностранному
Обучение второму иностранному языку имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения вторым иностранным языком считается приобщение к иной культ ...

Дезонтогенез речевого развития детей при легкой степени умственной отсталости у детей
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоцио ...

Концепция обучения сельских школьников на основе интегративно-дифференцированного подхода
Актуальность разработанной концепции определяется рядом тенденций, выявленных на основании анализа исследований по проблемам обучения в сельских школах, результатов деятельности сельских школ в условиях современной социально-экономической ситуации, наблюдений практики обучения в них. Такими тенденц ...

Навигация по сайту

© 2018 Copyright www.ecsir.ru