Золотая педагогика

Функции и средства педагогического общения

Другое о педагогике » Понятие о педагогическом общении » Функции и средства педагогического общения

Страница 3

Еще один информативный компонент – поза. Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, — и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Все это учащимися воспринимается бессознательно.

Под жестом обычно понимают движения рук или кистей рук. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Е.И. Ильин называет руку учителя «главным техническим средством», К.С. Станиславский подчеркивал: «Руки высказывают мысль».

Многие начинающие педагоги задаются вопросами «Что делать с руками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?» Специалисты дают ряд советов, которые помогут преподавателям в учебно-воспитательном процессе. Вот некоторые из них. Не держать руки в карманах. Помните, что ваши жесты должны быть сводные и упругие, а не небрежные или вызывающие. Когда ребенок видит перед собой мечущуюся фигуру, это вызывает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы. С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на что-либо, подчеркнуть важность сказанного. Не забывать, что руками можно попросить ребят сесть, приготовиться внимательно слушать, начинать работать, отдыхать и т.д. Находите для этого свои, только вам присущие яркие пластические выражения, свой индивидуальный язык общения. Иными словами пользоваться руками для создания образов своих идей. У артистичных педагогов жесты, с одной стороны, естественны и просты, а с другой стороны разнообразны и постоянно меняются.

Учитывая это, педагогу также важно следить за своей осанкой и походкой. Сутулая спина, опущенная голова, говорят о неуверенности, а это приводит к потере уважения. Каждое движение старшего должно выражать достоинство. Плохое настроение, раздражение недопустимы в стенах учебного заведения.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх — довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя.

Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

К такесическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус, возраст, пол учащихся и учителей.

К проксемическим относятся ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

• персональное общение учителя с учащимся — от 45 до 120 см;

• официальное общение в классе — 120—400 см;

• публичное общение при выступлении перед аудиторией — 400—750 см.

Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к изменяющимся условиям и большого напряжения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Значение обучения неслышащих детей устной речи
Определяя задачи обучения неслышащих детей произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая, одной стороной, обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях) в какой степ ...

Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся
В этом пункте рассмотрим два вида игр – это ролевые игры и драматизацию. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный п ...

Воспитание нравственных чувств у детей,как средство подготовки детей к обучению в школе
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru