Золотая педагогика

Содержание подготовки детей к школе

Страница 1

Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает более высокий темп деятельности и работоспособности ребенка в течение длительного по сравнению с детским — подготовка детей к школе.

По физическому воспитанию на специальных занятиях и по организации прогулок, соблюдении режима двигательной активности, применении закаливающих процедур. Одним из факторов адаптации детей к школьному режиму является увеличение времени занятий в подготовительной группе, использование в занятиях некоторых структурных элементов, характерных для школьных уроков. Однако, как показывают наблюдения, некоторые педагоги подготовительных групп специальных дошкольных учреждений, стремясь интенсифицировать подготовку к школе в плане вооружения детей знаниями и умениями, нередко неправомерно увеличивают учебные нагрузки, сокращают двигательную активность детей, что приводит к гиподинамии, следствием которой являются нарушения осанки, а также усталость и быстрая утомляемость. Увеличение нагрузок должно идти под контролем, постепенно, без нарушения режима дня подготовительной группы, с учетом рекомендаций врача и инструктора по физическому воспитанию.

Важное значение для адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированность культурно-гигиенических навыков. Условия специальных школ-интернатов, куда поступает большая часть воспитанников дошкольных учреждений для глухих и слабослышащих, довольно резко отличаются от условий детского сада, что предполагает сформированность навыков самообслуживания: умение следить за своим внешним видом, быть опрятным, быстро одеваться, раздеваться, аккуратно есть, поддерживать в порядке личные вещи. При этом важен достаточно высокий темп выполнения различных бытовых действий (есть, собирать личные вещи и др.). Различные навыки самообслуживания формируются в процессе трудового воспитания во всех возрастных группах. Уделяется внимание самостоятельности в выполнении детьми таких действий, как одевание, питание, пользование туалетом, поддержание в порядке личных вещей. Старших дошкольников учат поддерживать в порядке свое рабочее место, быстро собирать личные вещи, аккуратно и быстро есть, выполнять гигиенические процедуры. Для того чтобы повысить чувство ответственности за выполнение тех или иных бытовых дел, в старших группах используются дежурства по столовой, по группе. Ребенок-дежурный должен сам хорошо справляться с выполнением различных бытовых обязанностей и привлекать к этому других детей. Важную роль в формировании трудолюбия, развитии культурно-гигиенических навыков должны играть родители, осуществляющие воспитание ребенка в семье. Единство требований, предъявляемых к формированию трудовых умений и навыков в дошкольном учреждении и в семье, может быть залогом последующей адаптации ребенка с нарушенным слухом к требованиям школьного режима.

Одним из наиболее важных компонентов психологической готовности к школе является формирование школьной мотивации, т. е. желания учиться, стать школьником, выполнять учебную деятельность. Такие свойства, как любознательность, желание познать окружающий мир, интеллектуальная активность, также являются важными показателями психологической готовности ребенка к школе. У дошкольника должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника», наличие которой предполагает сформированность системы мотивов, их соподчинение.

Социальные мотивы учения связаны с потребностью ребенка занять новую социальную позицию, организовать общение с взрослыми и детьми на новом уровне. В случае преобладания социальных мотивов ребенка интересует выполнение роли ученика: следование требованиям учителя, желание заслужить его одобрение и похвалу. Наличие таких мотивов учения связано с новой социальной ситуацией общения, активным участником которой становится ребенок. Появление социальных мотивов учения связано с преобладанием к концу старшего дошкольного возраста внеситуативно-личностной формы общения, отличительной чертой которой является потребность во взаимопонимании и сопереживании. У детей складывается дифференцированное отношение к людям в зависимости оттого, какую роль в общении с ними они выполняют. Этому способствует расширение представлений детей о жизни вокруг, отношениях людей, круге их обязанностей. Положение школьника выступает для ребенка как ступенька к взрослой жизни.

Большое значение имеют познавательные мотивы, когда дети относятся к школе как к источнику приобретения новых знаний, Новые обязанности школьника не становятся значимыми для ребенка, основное —удовлетворение любознательности. Познавательные мотивы учения характерны для детей, которые хотят больше знать, научиться чему-то, испытывают потребность в овладении новыми умениями и знаниями. Для формирования «внутренней позиции школьника» важен сплав двух потребностей — познавательной и социальной, их сочетание позволит ребенку сознательно включиться в учебный процесс, будет способствовать формированию произвольного поведения (Л. И. Божович, 1968).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Диагностика двинательной активности детей дошкольного возраста
Определение объема двигательной активности производится при помощи механического и электронного шагомера. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стиму ...

Познавательное развитие детей в ДОУ
Накопленные к шести годам сведения о большом мире является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Процесс знаний направлен на: - содержательное упо ...

Факторы становления имиджа педагога
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деяте ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru