Золотая педагогика

Содержание подготовки детей к школе

Страница 3

Своеобразие речевого развития дошкольников с нарушениями слуха значительно затрудняет общение и связанное с ним овладение партнерскими отношениями, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе. Поэтому во всех видах детской деятельности внимание уделяется формированию навыков совместной деятельности при выполнении различных заданий. Младших дошкольников надо учить поочередному участию в задании, организовывать простые игры, в которых дети выполняют собственные действия, чередуя их с действиями других. Особое значение в работе со старшими дошкольниками следует придавать организации коллективных видов деятельности, в которых каждый ребенок выполняет часть общей работы: например, при подготовке аппликации один ребенок вырезает нарисованные деревья, другой — дома, третий — наклеивает, четвертый — готовит подписи и т. д. Условия коллективных видов изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности предполагают формирование ряда умений, которые в дальнейшем обеспечат появление предпосылок учебной деятельности. Это и умение коллективно обсуждать план действий, например, как проводить уборку в группе и украшать помещение перед Новым годом, как распределять обязанности, при этом не всегда совпадающие с желаниями детей, что требует от них преодоления непосредственных желаний. От ребенка требуется выполнение порученного задания в соответствии с общим темпом работы, контролирование своих действий, адекватная реакция на оценку работы педагогом, в том числе и на замечания или указания на ошибки. В процессе коллективной деятельности у детей формируется и ряд личностных качеств: активность, самостоятельность, ответственность за порученное дело. Важное значение для формирования произвольности и контроля за своей работой приобретает умение отчитаться о своей деятельности. Участие в коллективно разделенном труде постепенно подводит воспитанников подготовительных групп к умению планировать свои действия хотя бы в самой элементарной форме, намечать их последовательность. В процессе выполнения таких заданий не только формируется нравственно-волевая готовность и произвольное поведение, но и происходит складывание интеллектуальной готовности, предполагающей развитие основных познавательных процессов и интеллектуальных умений.

Для формирования сотрудничества детей между собой, партнерских отношений, умения участвовать в общей работе, формирования темпа деятельности в подготовительных группах могут иметь место такие формы организации, как выполнение заданий подгруппами, группами из двух-трех детей, работа с маленьким учителем, организация дежурств.

Различные виды деятельности имеют важное значение для формирования произвольных и волевых процессов, однако важнейшим средством формирования произвольности поведения является сюжетно-ролевая игра, которую Д. Б. Эльконин считал «школой произвольного поведения». Сюжетно-ролевая игра, будучи ведущей формой деятельности в дошкольный период, решает ряд задач в развитии ребенка, в том числе и обеспечивающих подготовку к школьному обучению. В игре формируются и нравственно-волевые предпосылки готовности к школьному обучению. Они связаны с принятием игровых задач и необходимостью их реализации в процессе разворачивания сюжета. Способствуя формированию механизмов волевого управления поведением, подчинения его системе правил, игра создает предпосылки для последующего включения ребенка в обязательную, общественно значимую деятельность. Образное мышление, формирующееся в игре и других видах деятельности, представляет и самостоятельную ценность, а также подводит ребенка к усвоению логических, систематизированных знаний.

Процесс становления личности ребенка связан в значительной степени с игрой. Важная сторона этого процесса — зарождение волевой регуляции поведения и соподчинение мотивов. В игре ребенок вынужден подчинять свои действия определенным требованиям, связанным с общим игровым замыслом или правилами игры; регулировать свое поведение в зависимости от отношения своей роли к другим персонажам и складывающихся в зависимости от этого взаимоотношений. К концу дошкольного периода дети начинают придавать все большее значение играм с правилами, точно регламентирующими ход игры. Складывающееся в игре «подчинение ситуативных побуждений более значимым создает почву для возникновения постоянной иерархии мотивов, дающей возможность говорить об определенной направленности личности ребенка» (А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, 1980).

Таким образом, формирование разных видов детской деятельности, и прежде всего игры в ее развитом виде, оказывает определяющее значение для становления произвольности, волевого управления поведением, проявления некоторых личностных качеств, важных для формирования школьной готовности. Нравственно-волевые предпосылки школьной готовности также формируются под влиянием содержания занятий и используемых приемов обучения. Наряду с игровыми приемами в подготовительной группе значительно больше используются словесные: чтение, беседы, рассказы, объяснения, предполагающие сообщение информации в прямом виде. Изменяется стиль педагогического общения с детьми. Он напоминает своеобразную игру в школу, в которой распределены роли учеников и учителя. От детей требуется умение выполнить задание до конца, наладить отношения с другими детьми, определить степень своего участия в работе. Для этого необходимы развитие произвольности действий и сформированность коммуникативных умений, связанных с определенным уровнем речевого развития. Оценка деятельности детей педагогами уже не только связана со старанием ребенка, но и учитывает качество выполнения задания, сравнение с деятельностью других детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют у младших школьников с наруш ...

Роль словесного ударения
Данная методика и приемы работы взяты из разработок К.А. Волковой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной. Словесное ударение является одним из трех элементов фонетической системы русского языка. Оно вместе с числом слогов, является носителем его ритма. Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, а т ...

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук
1. «Бодание» кулачками. Ребенок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг к другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторяют упражнение несколько раз. 2. «Проверка сцепления». Ребенок сцепляет пальцы «в замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в д ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru