Золотая педагогика

Содержание подготовки детей к школе

Страница 4

Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми интересами, не способствуют успешному учению в школе, даже несмотря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.

К школьному обучению ребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровень сформированности познавательных процессов. Важное значение имеет сформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможность анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свойства и особенности. Важно также наличие временных и пространственных представлений, знание их словесных обозначений. Представления о времени, о сроках и темпе выполнения заданий — одно из условий организации деятельности детей на уроке. Особенно высокие требования предъявляются к уровню мышления ребенка, готовящегося к школе. У него должны быть сформированы достаточно высокий уровень наглядно-образного мышления и элементы логического, а также образная и смысловая память, произвольное внимание. Ребенок должен понимать взаимосвязь различных природных и социальных явлений, устанавливать их причины и следствия, видеть сходное и различное, объяснять причины явлений, делать выводы. Необходимо формирование познавательных процессов в единстве с развитием речи глухих и слабослышащих дошкольников. Решение различных мыслительных задач обеспечивается на уровне наглядно-образного и логического мышления при условии овладения речевыми средствами.

В системе психолого-педагогической готовности к школе внимание уделяется овладению некоторыми математическими знаниями и навыками: счету, умению решать арифметические задачи. Развитие математических представлений тесно связано с умственным развитием ребенка. К концу дошкольного периода дети с нарушениями слуха овладевают количественным счетом в пределах двадцати, учатся решать примеры и задачи в пределах десяти. Математические знания и умения детей являются основой изучения математики в школе. Однако усвоенные знания окажутся полезными, если они опираются на понимание математических отношений, усвоение состава числа, и бесполезными, если они усвоены механически.

Развитие познавательных процессов обеспечивается всей педагогической работой при формировании разных видов деятельности на занятиях и в свободном общении детей и взрослых. Вместе с тем спонтанное, неконтролируемое развитие познавательных процессов не может обеспечить тот эффект, который достигается при планомерном развитии восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения.

Планирование задач познавательного развития детей в каждом виде деятельности, подбор игр и упражнений и создание дидактических пособий, отбор речевого материала и усвоение его в связи с развитием познавательной деятельности — необходимые условия, обеспечивающие его эффективность. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием, трудом, разнообразными играми огромное значение приобретают занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, где умственное развитие детей протекает особенно интенсивно. В старшем дошкольном возрасте очень важны создание воображаемых ситуаций в играх и на занятиях, постановка перед детьми проблемных задач, требующих решения в наглядном или образном плане с последующими словесными объяснениями. Особое значение приобретает умение устанавливать причинно-следственную зависимость, находить различные варианты объяснений, уметь мотивировать свое мнение. Безусловно, овладение речевыми средствами имеет огромное значение. Однако нельзя судить о развитии познавательной деятельности глухого или слабослышащего дошкольника по умению объяснить, подтвердить свое решение только с помощью речи. Необходимо умение использовать и другие средства: практические действия, естественные жесты, указания на предметы, рисование и др.

Важными средствами развития познавательной деятельности детей и формирования интеллектуальных умений является их практическая и игровая деятельность, в процессе которой старших дошкольников ставят перед необходимостью осознания поставленной цели, планирования последовательности ее достижения, подбора необходимых атрибутов и инструментов, контроля и координирования своей работы по ходу ее выполнения, оценки результата с точки зрения поставленной задачи. Реализация этих компонентов деятельности формирует общие интеллектуальные умения ребенка — понимание цели задачи, умение элементарно планировать свою деятельность и условия ее выполнения, контроль за действиями, оценку выполненной работы, без сформированности которых обучение в школе вызовет трудности у ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ методов, подходов, приемов, средства для развития изобретательских способностей
Развитие изобретательских способностей студентов – деятельность, основанная на использовании комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и средства следует рассматривать как дополнение к существующей сист ...

Формы и методы обучения информатике в начальной школе
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в начальной школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: · Постоянный состав учебных групп учащихся. · Определённое расписание уче ...

Проблема отбора содержания экспериментальных уроков
Основная трудность, с которой сталкиваются учителя в школах при изучении исторических персоналий, - это отсутствие систематизированного исторического материала и методических рекомендаций. При отборе исторического материала мы старались опираться на литературу, доступную для школьных учителей. Нами ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru