Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми интересами, не способствуют успешному учению в школе, даже несмотря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.
К школьному обучению ребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровень сформированности познавательных процессов. Важное значение имеет сформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможность анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свойства и особенности. Важно также наличие временных и пространственных представлений, знание их словесных обозначений. Представления о времени, о сроках и темпе выполнения заданий — одно из условий организации деятельности детей на уроке. Особенно высокие требования предъявляются к уровню мышления ребенка, готовящегося к школе. У него должны быть сформированы достаточно высокий уровень наглядно-образного мышления и элементы логического, а также образная и смысловая память, произвольное внимание. Ребенок должен понимать взаимосвязь различных природных и социальных явлений, устанавливать их причины и следствия, видеть сходное и различное, объяснять причины явлений, делать выводы. Необходимо формирование познавательных процессов в единстве с развитием речи глухих и слабослышащих дошкольников. Решение различных мыслительных задач обеспечивается на уровне наглядно-образного и логического мышления при условии овладения речевыми средствами.
В системе психолого-педагогической готовности к школе внимание уделяется овладению некоторыми математическими знаниями и навыками: счету, умению решать арифметические задачи. Развитие математических представлений тесно связано с умственным развитием ребенка. К концу дошкольного периода дети с нарушениями слуха овладевают количественным счетом в пределах двадцати, учатся решать примеры и задачи в пределах десяти. Математические знания и умения детей являются основой изучения математики в школе. Однако усвоенные знания окажутся полезными, если они опираются на понимание математических отношений, усвоение состава числа, и бесполезными, если они усвоены механически.
Развитие познавательных процессов обеспечивается всей педагогической работой при формировании разных видов деятельности на занятиях и в свободном общении детей и взрослых. Вместе с тем спонтанное, неконтролируемое развитие познавательных процессов не может обеспечить тот эффект, который достигается при планомерном развитии восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения.
Планирование задач познавательного развития детей в каждом виде деятельности, подбор игр и упражнений и создание дидактических пособий, отбор речевого материала и усвоение его в связи с развитием познавательной деятельности — необходимые условия, обеспечивающие его эффективность. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием, трудом, разнообразными играми огромное значение приобретают занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, где умственное развитие детей протекает особенно интенсивно. В старшем дошкольном возрасте очень важны создание воображаемых ситуаций в играх и на занятиях, постановка перед детьми проблемных задач, требующих решения в наглядном или образном плане с последующими словесными объяснениями. Особое значение приобретает умение устанавливать причинно-следственную зависимость, находить различные варианты объяснений, уметь мотивировать свое мнение. Безусловно, овладение речевыми средствами имеет огромное значение. Однако нельзя судить о развитии познавательной деятельности глухого или слабослышащего дошкольника по умению объяснить, подтвердить свое решение только с помощью речи. Необходимо умение использовать и другие средства: практические действия, естественные жесты, указания на предметы, рисование и др.
Важными средствами развития познавательной деятельности детей и формирования интеллектуальных умений является их практическая и игровая деятельность, в процессе которой старших дошкольников ставят перед необходимостью осознания поставленной цели, планирования последовательности ее достижения, подбора необходимых атрибутов и инструментов, контроля и координирования своей работы по ходу ее выполнения, оценки результата с точки зрения поставленной задачи. Реализация этих компонентов деятельности формирует общие интеллектуальные умения ребенка — понимание цели задачи, умение элементарно планировать свою деятельность и условия ее выполнения, контроль за действиями, оценку выполненной работы, без сформированности которых обучение в школе вызовет трудности у ребенка.
Образование, педагогика, воспитание:
Учебник математики
Назначение учебника математики Учебник математики – книга, излагающая основы научных знаний по математике в соответствии с целями обучения, определёнными программой и требованиями дидактики. Содержание и построение учебника определяется задачами преподавателя математики и спецификой предмета и пото ...
Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в
процессе обучения информатике
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...
Научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального
развития и развития графомоторных навыков
В психологическом словаре отмечено, что слово "Графика" имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики). Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрител ...