Золотая педагогика

Дидактические процессы в предмете физическая культура

Другое о педагогике » Дидактические процессы в предмете физическая культура

Страница 1

Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление.

Можно с уверенностью сказать, что социология спорта существует. С осознанием этого появляется множество других вопросов: как она представлена в научном мире, какими категориями она оперирует, насколько она единообразна в разных странах. На эти и другие вопросы хотелось бы ответить в этой работе.

Физическая культура, формируясь как предмет обучения в общеобразовательной школе, приобрела соответствующие ее функциям цель, содержание образования, формы организации учебного процесса, методы его реализации, дидактические процессы, которые в совокупности с другими составили бы частную дидактику или методику преподавания. К настоящему времени предмет "физическая культура" все еще не располагает целостными законченными курсами ни частной дидактики как теории обучения, ни методики как науки о закономерностях преподавания данной дисциплины. Ни одна из них не составляет предмета изучения в центрах подготовки (институтах, университетах, академиях) и повышения квалификации учителей физической культуры.

Главы учебников или учебных пособий по теории и методике физического воспитания или физической культуры, где освещены лишь отдельные вопросы (урок как основная форма учебно-воспитательного процесса, программы, планирование, контроль, оценка, учет и т. д.), не составляют целостной дисциплины. Как бы объясняя подобную ситуацию, в литературе отмечается, что процесс развития методик протекал неравномерно, и поэтому разные методики находятся на разных стадиях формирования. Ситуация сложилась труднообъяснимая. Среди комплекса причин этого парадокса можно выделить трудности того пути, который прошел предмет "физическая культура". В силу разных обстоятельств процесс образования методики физической культуры протекал в условиях, когда не были сформированы основные компоненты. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно и однозначно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели (национальные системы физического воспитания, коммунистического воспитания, формирования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т. д.). Цель предмета обучения - это системообразующий элемент структуры его педагогической системы. Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономерно обуславливается целью преподавания. По этой причине в стране почти каждые 2-3 года менялась учебная программа. Учителю физической культуры за последние 30-40 лет еще не удавалось учить детей с первого по последний класс по одной, неизмененной программе. В 60, 70, 80-х годах на страницах журналов и газет освещался ход продолжительных дискуссий о том, какой быть школьной программе по физической культуре. В ходе дискуссий высказывалось много полезных рекомендаций. Однако с сожалением констатируем, что ни разу не указывалось на отсутствие конкретной цели предмета как на доминирующую причину функциональной недееспособности содержания обучения.

Выпадение целевого и содержательного компонентов дидактической системы привело к тому, что учебно-воспитательный процесс по физической культуре в основном обслуживается дидактическими процессами, ориентированными на технико-тактическую и физическую подготовку в спортивной тренировке. Хотя в литературе и появились отдельные уточнения по данной проблеме, учебная работа продолжает опираться на дидактические основания, которые не в полной мере учитывают специфику учебного предмета "физическая культура" и носят обобщенный характер.

Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно затрудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ - их физическое совершенствование.

Почему свертываются процессы, нацеленные на формирование методики или предметной дидактики физической культуры? Из множества причин на передний план можно вывести несколько. Первое - это расхождение между декларациями о равенстве или даже превалировании роли и значения данной дисциплины среди других (география, биология, математика, физика и т. д.) в директивных документах государства и правящей партии и ее явной фактической недооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрация школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследовательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Историко-педагогические идеи в области национального образования
В основе национального образования лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Именно национальное образование, представляющее собой концентрат цен ...

Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира
Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существе ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru