Золотая педагогика

Дидактические процессы в предмете физическая культура

Другое о педагогике » Дидактические процессы в предмете физическая культура

Страница 2

Второе - это перенос акцента общественных интересов с проблем развития массовой культуры на спортивно-подготовительную направленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в области спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры с соответствующим перераспределением финансирования, материального и морального стимулирования научных и практических работников, сравнительная простота во внедрении, печатании др.).

Третье - создание видимости того, что научно-теоретические и методические разработки, подготовленные для спортивной тренировки (процессы обучения двигательным действиям, развития двигательных качеств), или их упрощенные варианты (структура урока, формы организации деятельности занимающихся на уроках, методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно прямо перенести на практику преподавания физической культуры в школе. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предмета, чужеродными, не в полной мере соответствующими особенностям его функционирования в школе.

Четвертое. На определенном этапе формирования методики процесс, обеспечивающий данное явление, обогатился сопутствующим процессом - процессом разработки методик урока физической культуры, который, будучи дополнительным, второстепенным по отношению к первому и одним из основных его компонентов, впоследствии превратился в доминирующий, главный, процесс (в 40-50-е годы). В дальнейшем (в 60-80-е годы) усилиями научных и практических работников методика урока была возведена в ранг целостной методики преподавания физической культуры в школе.

Разработка методики урока - это центральная проблема методики физической культуры. Решение ее - дело первостепенное и крайне необходимое. Однако эта работа подменила процесс создания методики физической культуры и в принципе приостановила его. Методика урока физической культуры была воспринята как методика физической культуры в целом. Вместо методики как научной дисциплины теория и практика школьной физической культуры приобрела методику как совокупность методических предписаний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.

Пятое. Не сразу образовались философские, педагогические, психологические, биологические и даже теоретические основы преподавания физического воспитания, на которые могли бы опираться формирующая дидактика предмета "физическая культура" или ее методика.

И еще. В педагогической науке долгое время действовало негласное табу на создание предметных дидактик. Считалось, что как отрасль педагогики может существовать лишь общая дидактика; дидактические исследования и их результаты, отражающие специфику учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам, могут быть представлены лишь как методики преподавания.

Последние два обстоятельства настолько упрочились в сознании и стиле деятельности части ученых, что даже в условиях нынешней открытости и плюрализма суждений мы все еще встречаемся с попытками недооценки дидактики физической культуры и непризнания самого факта правомочности ее разработки.

Практика физического воспитания учащихся общеобразовательных школ настоятельно требует модернизации научно-теоретических основ. Предмет "физическая культура" как носитель системообразующего начала в структуре форм организации физического воспитания в школе не терпит отсрочки в создании ни дидактики, ни методики.

"Физическая культура" в силу специфики, которой она наделена в структуре содержания общего образования, значительно отличается от других учебных дисциплин. Если учебно-воспитательный процесс по предметам языкового цикла (родной язык, иностранный язык, русский язык), основ наук (астрономия, биология, география, физика, химия), эстетического цикла (литература) отличается определенной общностью для использования дидактических принципов, методов, форм организации учебной деятельности и других закономерностей, коррекции по преломлению общедидактических закономерностей к специфике каждой из этих дисциплин сравнительно невелики, то особенности функций физической культуры в содержании общего образования отражены в многоаспектности образовательно-инструктивных (вооружение учащихся систематизированными знаниями по использованию физической культуры в целях физического самосовершенствования, формирования у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям, а также умения использовать знания и навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом); оздоровительно-рекреационных (содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников, подготовка организма учащихся к возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам, воспитание правильной осанки, повышение устойчивости организма занимающихся к неблагоприятным воздействиям внешней среды); воспитательно-развивающих (оптимизация развития двигательных качеств учащихся, воспитание морально-волевых качеств, социальной активности учащихся, формирование потребности систематически и целенаправленно заниматься физической культурой и спортом) задачах предмета.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ результатов исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах. Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3. Таблица 3 Список детей в эксперим ...

Методические рекомендации по теме: "Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста"
Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение может строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира. Темы ознакомления детей с основами правового сознания Младший дошкольный ...

Методика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получи ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru