Золотая педагогика

Содержание подготовки детей к школе

Страница 2

Для детей с нарушениями слуха чаще всего на первом плане оказываются познавательные мотивы, что может быть объяснено непосредственной ориентировкой детей родителями и педагогами на школу как источник новых знаний. Наряду с желанием научиться хорошо читать, писать, решать задачи дети с нарушениями слуха часто сообщают о стремлении научиться «хорошо говорить, чтобы другие люди понимали». Нередко среди мотивов учения в школе глухие и слабослышащие дети называют внешние или ситуативные: «Мама купила портфель, я пойду в школу», «Мне семь лет, поэтому я пойду в школу», «Моя сестра учится в школе, и я тоже хочу».

Мотивационный план готовности к школьному обучению формируется в дошкольном учреждении в процессе всей коррекционно-воспитательной работы: на занятиях по всем разделам работы, в разных видах детской деятельности, в общении с детьми и взрослыми. Для формирования мотивационного плана готовности к школе важное значение имеет расширение представлений об окружающем мире, знакомство и формирование интереса к занятиям и взаимоотношениям людей в разных сферах жизни. Важно учить детей отражать свои представления в продуктивной деятельности и игре. Особое значение в работе со старшими дошкольниками необходимо направлять на развитие речевого общения как необходимого условия социального воспитания плохослышащих детей. Среди различных сфер жизни взрослых и детей выделяется учеба детей в школе, знакомство с обязанностями школьников, определение главного в учебе (общение с учителем, с детьми, выполнение заданий учителя), формирование положительного отношения и интереса к содержанию деятельности ученика, взаимоотношений с детьми и учителями. Этому способствуют экскурсии в школу, просмотр фильмов, диапозитивов, рассматривание картинок и других иллюстраций, чтение рассказов, связанных с темой поступления детей в школу. Особое значение имеет организация сюжетно-ролевых игр по данной тематике, в процессе которой дети выступают в роли учителей и школьников, в ходе освоения ролей воспроизводят различные отношения, уточняют содержание деятельности в школе, знакомятся с формами организации школьной жизни (урок, перемена, посещение столовой, библиотеки и др.-). Важно показывать детям социальную значимость учения в школе, а также фиксировать внимание на познавательной стороне предстоящей учебы в школе, иначе, как показала Н. Г. Морозова (1969), у младших глухих школьников долгое время преобладают чрезмерно узкие, ограниченные мотивы учения.

Формирующаяся в младшем школьном возрасте учебная деятельность тесно связана с произвольностью поведения, предпосылки которой закладываются в дошкольном возрасте при правильной организации воспитания и обучения детей. Произвольность поведения предполагает его контролируемость, достаточный уровень усидчивости, умение длительно сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до конца, определенные волевые усилия. С произвольностью поведения связано умение последовательно выполнять указания и инструкции взрослого, учитывать систему условий поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями.

В качестве основных предпосылок овладения учебной деятельностью Д. Б. Элькониным (1988) были указаны следующие параметры, предполагающие достаточно высокий уровень произвольности:

§ умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

§ умение ориентироваться на заданную систему требований;

§ умение слушать говорящего и точно выполнять задания;

§ умение самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу.

На протяжении дошкольного возраста у детей с нарушенным слухом должны быть сформированы механизмы произвольного поведения, что обеспечивает становление некоторых предпосылок учебной деятельности к концу дошкольного периода. Задачи формирования поведения, сотрудничества с другими детьми, умения доводить дело до конца, понимать инструкции взрослого и следовать им занимают важное место во всей системе коррекционно-педагогической работе. Особенно важное значение для формирования произвольности приобретает обучение разным видам практической деятельности и игры. В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся воспринимать задания воспитателя, анализировать образцы рисования, лепки, выполнять рисунки или лепные поделки в соответствии с требованиями педагога. С первых лет обучения в специальном детском саду важно учить детей понимать задание и ориентироваться в нем. Для глухих и слабослышащих дошкольников это представляет значительную сложность, особенно при отсутствии образца. Особое значение приобретает понимание словесных инструкций, данных в устной, письменной или устно-дактильной форме. Непонимание отдельных слов или словосочетаний приводит к неполной или неточной ориентировке в условиях задания, что влечет его неправильное выполнение. Условия практической деятельности предполагают формирование умения выполнять задание до конца, действуя самостоятельно, соблюдая требования педагога. При выполнении заданий педагоги поддерживают детей; следят, чтобы ребенок не прекращал или не прерывал деятельность, доводил рисунок или лепку до конца. Важное значение приобретает овладение нормами поведения и общения с другими детьми в процессе детской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Первые научные исследования на Ставрополье по физике и математике
С расширением сети вузов и формированием системы всеобщего среднего обучения усиливались требования, предъявляемые к качеству образования. 23 июня 1936 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП (б), в котором говорилось, что только те вузы могут дать подготовленных специалистов, которые наряду с учебной ...

Применение активных методов обучения на уроках информатике
Тема"Анимация в Power Point" Цель: Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание дисциплинированности, правильностью посадки за ПК. Образовательная: проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные устройства ПК», «Создание презентации», научить применять аним ...

Проверка результатов эксперимента
Особенно важное значение имеет проверка полученных в ходе педагогического эксперимента результатов на практике, в повседневной работе. Дело в том, что экспериментатор независимо от желания всегда находится в лучших условиях для проведения учебно-воспитательной работы, чем обычный преподаватель. Выс ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru